Хорошо помню, как после вручения мне знака отличия «За заслуги перед городом Рыбинском», сотрудники ряда газет обратились ко мне, чтобы я поподробнее рассказал о себе, и я обещал это сделать редактору газеты «Рыбинская среда» Н.В. Романову. И вот, по прошествии ряда лет, появились эти «штрихи».
Когда летом 2007 года я узнал, что решением Муниципального Совета Рыбинска награжден этим знаком, мне стало, скажу откровенно, как- то не по себе. Уж слишком значимо название этого знака. К тому же, как я потом ощутил, в основном оценивалась моя работа в партийных органах и в качестве депутата горсовета, которым я был более 20 лет. Но ведь работа любого человека такого уровня, я имею в виду секретаря райкома, секретаря горкома партии, зависит от работы многих и многих. И при торжественном вручении этого знака я сказал, что эта награда воплощает труд многих, и назвал целый ряд руководителей, без которых, возможно, никаких «заслуг перед городом Рыбинском» и этой награды не было бы. А потом через некоторое время я стал вспоминать свою трудовую деятельность в Рыбинске.
По месту рождения я не рыбинец, а из соседней Ивановской области, но город Рыбинск давно стал моим родным городом. Приехал сюда я в 1957 году после окончания Московского института стали имени И.В. Сталина. Выбрал Рыбинск по двум причинам. Во-первых, на последнем курсе института я женился на моей однокурснице Гале — Галине Павловне Соловьевой, до замужества Бондаревой. А распределяли тогда выпускников института по заявкам предприятий. Надо было найти то предприятие, где заявка была на двоих. Таким оказался Рыбинский завод дорожных машин (тогда еще Щербаковский).
Во-вторых, недалеко от Рыбинска, в городе Ярославле жила моя мама с младшей сестрой и братом, и другие родственники. Так мы и оказались в Рыбинске и поступили с августа 1957 года работать на завод дорожных машин.
И рабочий стаж распределился у меня на две почти равные части — завод дорожных машин и партийные органы.
А на заводе зачастую делалось то, что шло во славу города Рыбинска. Первые 8 лет я работал по специальности, полученной в институте — литейное производство. Считаю особо важной для себя работу мастером на формовочном участке стального литья. Именно эта работа научила меня работать с коллективом, устанавливать взаимоотношения между людьми. Надо было знать не только какие виды работ наиболее близки каждому формовщику, но и состав их семей, условия жизни, общий уровень доходов и др. Отрадно, что именно на моем участке впервые была внедрена работа нескольких формовщиков на единый наряд.
Работа в отделе главного металлурга запомнилась тем, что мне поручили спроектировать новую более мощную, чем была, вагранку — это печь для выплавки чугуна, а через пару лет была сооружена рядом другая вагранка, спроектированная моей женой. И над литейным цехом возвысились искрогасители, хорошо видимые с перрона железнодорожного вокзала.
А мои знакомые говорили "Вот наши головы как высоко забрались".
Ряд лет я работал начальником техбюро литейного цеха. Всегда была нацеленность на что-то новое, передовое.
Расширяли отливку в кокиль (металлические формы). Приезжали из других городов перенимать наш опыт. Внедрили отливку из магниевого чугуна. Я ездил за опытом в Харьков. Работа нравилась.
Коллектив цеха был большой, более трехсот человек. Но в 1965 году в моей трудовой жизни произошел первый крутой поворот. Директор предложил мне должность заместителя главного инженера по экспорту. Тогда руководство страны поставило задачу увеличить экспортные поставки, в том числе и дорожных катков. При этом не только в страны СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), но и в развитые капиталистические страны.
Серьезные задачи были поставлены перед конструкторами и технологами. Были созданы бюро надежности и долговечности и экспортные бюро.
В эти годы начались поставки на экспорт в тропические страны.
Дел у меня было невпроворот. Даже в отпуск четыре года подряд мне не удалось уйти. Поставки на экспорт резко возросли. Например, в 1967 году 18% всех выпущенных заводом катков ушли на экспорт.
Катки Рыбинского завода дорожных машин поставляли более чем в сорок стран мира. В этом была большая заслуга коллектива, ну и где-то моя. Очень важной оказалась и моя поездка за границу. Сначала предполагалось, что она будет трехмесячной, и будет носить, скорей всего, инспекционный характер и позволит воочию убедиться, как работают наши катки, какие замечания и прочее. Но все изменилось сразу после моего прибытия в Дакку, столицу Восточного Пакистана. Оказалось, что не хватает технических специалистов, и мне предложили поработать в этом качестве, в качестве специалиста в/о "Трактороэкспорт".
К тому же назначили меня руководителем группы, которая оказалась исключительно хорошей и работоспособной.
Отмечу, что советская техника не подвела. Хотя замечания были, и по нашим предложениям на заводах их устраняли. Шли месяцы, и мне нестерпимо хотелось домой, в родной Рыбинск. Но меня стали уговаривать продлить командировку годика на 2- 3, перевезти жену с сыном. Я категорически возражал. А тут еще один поворот - не оказалось специалистов у другого торгового объединения. Попросили меня с товарищами запустить в работу водоперекачивающий насос. Поставили рядом три насоса: немецкий, американский и японский, и мы победили! Был заключен контракт на поставку из СССР несколько тысяч насосов.
А через несколько недель уговорили меня запустить двигатель для производства электроэнергии в одном из поселений. В маленькой моторной лодке проплыли километров 100 от Дакки. Подобный двигатель увидел впервые. Спасибо родному институту стали. Там была военная кафедра и нас готовили на должность заместителя командира танковой роты по технической части. А потом я еще проходил в Казани стодневные высшие офицерские курсы, где не только водил танки днем и ночью и стрелял из них, но и производил разные ремонтные работы, в том числе и по двигателям.
Потому что тот двигатель чем-то напоминал танковый. К сожалению, инструкция к нему вопреки правилам была только на английском языке, тем не менее, все расконсервировали и все подготовили. В конечном счете, все закончилось успешно, и энергетики вновь меня стали уговаривать продлить командировку. Еле отбился, обратившись к руководству завода.
По возвращении домой продолжилась моя работа, в том числе и по поставкам катков на экспорт. Марку завода, а значит и Рыбинска, узнавали все большее число стран.
А в Москве мне сказали, чтоб я готовился в новую загранкомандировку, на сей раз в Италию. Стал готовиться. И тут очередной крутой поворот. В дни, когда отмечалось 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, меня избрали секретарем парткома завода дорожных машин.
И закрутилась жизнь по-новому. Ведь одно дело заниматься партийной работой на общественных началах и совсем другое - профессионально. На платной основе.
А вообще-то активной общественной работой я начал заниматься со школьных лет. В 1950 году после возвращения из Эстонии в родные края, я поступил в 9-й класс одной из школ города Иваново. Неожиданно меня утвердили старостой класса, а когда я учился в 10-м, меня избрали председателем ученического комитета школы и членом школьного комсомольского бюро.
В 1957 году в институте уже на первом курсе избрали в состав институтского комитета комсомола.
Работая на заводе дорожных машин, я был избран секретарем бюро комсомола литейного цеха, а затем и заместителем секретаря комитета ВЛКСМ завода. Так что в комсомольские годы я накопил богатейший опыт работы с людьми, который мне очень пригодился впоследствии. На заводе же меня утвердили пропагандистом. Вел занятия в цехе, где слушателями были только рабочие. Потом три года после завершения пребывания в комсомоле и не будучи членом КПСС, я продолжил активно заниматься общественным делом.
К тому же обучался я в вечернем университете марксизма-ленинизма при Рыбинском горкоме КПСС. И хотя мне неоднократно предлагали вступить в партию, но я, говорю об этом откровенно, считал себя к этому не готовым. И подал заявление о вступлении в КПСС, когда уже работал заместителем главного инженера. Заводские коммунисты меня единогласно приняли в партию, а вот на бюро ГК партии такого единодушия не было.
Через два года меня избрали секретарем партбюро заводоуправления, а затем и заместителем секретаря парткома завода. Так с апреля 1970 года я стал работать в партии на профессиональной основе.
Работа секретаря парткома позволила узнать многих работников завода ближе. Сколько же среди них и среди коммунистов, которых было более 300 человек, и среди беспартийных, оказалось замечательных людей. Но период моего секретарства совпал с периодом, когда на заводе возникли серьезные трудности. Дело в том, что в стране шло широкое жилищное строительство, и на смену так называемым хрущевкам стали строить и более комфортабельные и более высотные дома. А поскольку наш завод входил в состав Министерства строительного и дорожного машиностроения, то ему поручили изготавливать совсем не профильную продукцию — оснастку для производства труб мусоропроводов под названием «крокодил». Руководство завода было вынуждено часть работников направить на изготовление этой оснастки. Это отразилось на выполнении плана. И в городе говорили: «крокодил» съел Дормашину». Поскольку план не выполнялся, то и оценка деятельности предприятии в партии была соответствующей, а я стал одним из самых критикуемых в городской парторганизации секретарей парткомов. В общем, ждал отчетно-выборного собрания и хотел вновь вернуться на производство. Но тут случился очередной крутой поворот: мне предложили перейти на работу в райком партии. Тогда город был разделен на два района — Пролетарский и Центральный. Да еще сказали, что буду секретарем по идеологии. Честно скажу, - я возмутился. "Я же технарь, а идеологией напрямую никогда не занимался». Но мне разъясняют, что я в резерве, что меня хорошо знают, что я один из лучших пропагандистов и политинформаторов, и что имею опыт организации политической учебы, работы, товарищеских сходов и добровольной народной дружины, совета общественности микрорайона, работы с подшефной школой и т.п.
В общем, с февраля 1973 года я стал секретарем Пролетарского РК КПСС, затем, в августе 1980-го, был избран секретарем Рыбинского ГК КПСС, а в декабре 1986 года — вторым секретарем Рыбинского ГК КПСС. Скажу прямо, партийная работа оказалась не только очень ответственной, но и очень интересной и разнообразной. Мы занимались не только организацией партийной учебы и массово-политической работы, но и народным образованием, здравоохранением, культурой, физкультурой и спортом, средствами массовой информации и взаимодействием с правоохранительными органами, и прежде всего с милицией, и работой общественности по профилактике правонарушений и др.
И оказалось, что в этой работе много конкретики, своего рода и план в идеологической работе появился. К примеру, в городах, в зависимости от численности населения, были установлены нормативы по количеству людей, занимавшихся художественной самодеятельностью, по охвату людей, занимавшихся физкультурой и спортом, по количеству мест в учреждениях культуры, по организации отдыха и т. д. Всё это требовало развития материальной базы, потому был разработан и утвержден план строительства объектов культуры, спортплощадок, садов и парков. Замечу, что по большинству показателей наш город нормативы выполнял. Я уж не говорю о той конкретике, когда в должности второго секретаря горкома КПСС курировал экономику. Одно строительство жилья чего стоит.
В горкоме регулярно проводили штабы по строительству жилья. На них присутствовали все руководители строительных организаций и директора тех предприятий, что вели строительство жилья своими силами. Накануне таких совещаний я обходил все стройки, чтобы узнать положение дел и какая требуется помощь. На это уходило не менее 10 часов.
А ведь в городе ежегодно сдавали многие десятки тысяч квадратных метров жилья. Иногда по 120 тысяч. Это заслуга многих руководителей города. Честь им и слава.
Одна из главных задач, решаемых партийными органами, в том числе конкретно мной — это подбор кадров. Номенклатура их была достаточно широкой. При этом надо было иметь резерв кадров, вести его подготовку. Ведь сталинское определение "Кадры решают все" было действительно не только в те времена, но и во все последующие. А в Рыбинске кадры в период моей работы были замечательными, и отвечали высоким требованиям. И не случайным было утверждение "Рыбинск — кузница кадров". Целый ряд наших товарищей направлен на работу в Ярославль. Назову только часть партийных работников. Это бывшие секретари Рыбинского горкома КПСС Морозов, Уров, Зараменский, Бордунов, Кондрашова, секретарь Пролетарского РК КПСС Парнов, секретарь парткома моторостроителей Калинин. В 1987 году и мне настойчиво предлагали перейти на работу в вышестоящие партийные органы. Но я сказал, что из родного города Рыбинска никуда не уйду, а если не устраивает уровень моей работы, то прямо об этом скажите, и я сразу подам прошение об освобождении. В конце концов, мне сказали, что пусть этот разговор останется Между нами. И я об этом сообщаю - впервые.
Годы партийной работы оставили много воспоминаний. Сейчас ходишь или едешь по городу, и всегда в памяти возникает что-то. Я уж не говорю о массовой застройке микрорайонов или о каких-то отдельных важных объектах, таких, как, например, больница им. Пирогова или дворец культуры. Мне памятно строительство здания Пролетарского РК КПСС. Сколько субботников там провели, как заселялись, осваивали. Как отрабатывали систему работы бюро райкома. Четко взаимодействовали, так как все трое — Парнов, Рубцов и я - прошли хорошую школу работы на промышленных предприятиях, в том числе каждый поработал и секретарем парткома.
А сколько было сделано в плане подготовки и проведения 200-летия города Рыбинска и награждения его орденом Трудового Красного знамени! Так, например, в Мариевке стоит стела с изображением ордена Трудового Красного Знамени, словами "Слава Труду", а на вершине серп и молот. Отвечал за оформление Пролетарского райкома к празднику я. В числе прочих был и этот знак. Памятен мне и знак на самом въезде с Ярославского шоссе на окружную дорогу. Дело в том, что сначала предполагалось торжественно открыть окружную дорогу после ее полного завершения. Но потом решили открыть первую часть, т. е. до въезда в Мариевку. И поручни! мне организовать изготовление въездного знака. Попросил директора судостроительного завода им. Володарского Мелехина В.Б. В определенный срок все было сделано. Предполагалось, что это будет временный знак, а потом думали сделать другой, более основательный. Но еще раз подтверждается поговорка "нет ничего более постоянного, чем временное" — знак этот стоит 34 года.
Часто бываю в общественно-культурном центре. А ведь он построен по нашей, в том числе и лично моей, инициативе. Мы убедили обком КПСС и ЦК КПСС в необходимости строительства в нашем развивающемся и численно растущем Рыбинске Дома политического просвещения. И здание на партийные деньги было построено.
Когда прохожу у здания Центра детского и юношеского творчества на проспекте Ленина, не могу не вспомнить о том времени, когда в Рыбинске ликвидировали райкомы, и встал вопрос, как использовать здания, в котором работали органы власти. Оба здания были построены на паритетных началах: за счет государственных и партийных средств. Бюро решило безо всяких споров здания по ул. Рабочей, где работали Пролетарский РК КПСС и райисполком — передать исполкому горсовета. Сейчас здесь располагается администрация города Рыбинска. А вот по бывшему зданию, где располагался райком и работал Центральный райисполком, мнения разошлись. Часть товарищей настаивала на том, чтобы оно осталось в ведении горкома КПСС и чтобы часть помещений сдавать в аренду, тем самым пополнять партийный бюджет. Напомню, что тогда уже вовсю шла горбачевская перестройка, и деньги засоряли мозги. Но другое предложение было — и я его поддерживал — передать это здание для детей.
И мы победили. ЦК КПСС нас поддержал. Передали здание на баланс Рыбинского горсовета, и теперь в этом здании вот уже четверть века занимается молодежь.
По долгу службы, мне часто приходилось общаться со многими известными людьми — космонавтами, строителями, поэтами, писателями и другими. Я их знакомил с городом, обязательно привозил в наш музей, показывая достопримечательности. Всегда с благодарностью вспоминаю Л.М. Марасинову, которая потратила много личного времени, знакомя меня с Рыбинском. И в середине 1980-х годов появилась идея о присвоении нашему городу статуса исторического города. Раньше эта идея не возникала потому, что город был закрытым.
В моем кабинете рождались все исходные материалы для Министерства культуры РСФСР. И, в конце концов, нашему городу это высокое звание было присвоено. Был создан оргкомитет под моим председательством, которым была разработана обширная программа "Исторический город". К сожалению, из-за политических событий осуществить ее полностью не удалось. Но в будущем — и я в этом уверен — эта программа будет дополнена и воплощена в жизнь. Наш Рыбинск этого заслуживает.
После событий августа 1991 года и запрета деятельности КПСС в ноябре 1991-го я вернулся на завод дорожных машин («Раскат»). А с января 1995-го вышел на пенсию. Продолжаю заниматься активной общественной деятельностью, являясь членом КПРФ. О своей работе и о своей позиции, о происходящем в стране регулярно информирую рыбинцев в своих публикациях в социальных сетях, а также в ряде газет и прежде всего "Советской Ярославии", "Рыбинских известиях". "Рыбинской среде" и других.
Роберт СОЛОВЬЕВ ветеран труда
*************************************************************************