Перейти к основному содержанию

Вы здесь

КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ

Оставлен admin ср, 01/22/2014 - 16:58

Нынешнюю зиму сотрудники Рыбинского пассажирского речного пароходства сидят как на иголках, вздрагивая чуть ли не от каждого те­лефонного звонка... А вдруг это он, тот самый покупатель, который возьмет и разом прекратит существование старого пароходства, кото­рое для кого-то дом родной, а для кого-то и единственное место работы.

История пароходства

Вообще пароходство в Рыбин­ске зародилось примерно тогда же, когда и сам город. Собственно и го­род-то был основан из-за удобного географического речного положе­ния. Благодаря речному транспорту Рыбинск стал крупнейшим торго­вым городом на Волге, а в совет­ские годы - выдающимся промыш­ленным центром. Так что грузовому и пассажирскому водному транспор­ту Рыбинск обязан многим.

В советские годы Рыбинск стал одним из передовых городов в СССР по развитию пассажирского флота. Это сегодня пароходство в виде ООО "Рыбинские пассажир­ские перевозки" скукожилось как шагреневая кожа, а когда-то это бы­ло одно из лидирующих предприя­тий Ярославской области по пере­возке пассажиров теплоходами "Ра­кета" и "Метеор" от Дубны, Черепов­ца, Весьегонска, Брейтова, Углича до Кинешмы, Костромы и Ярослав­ля. И на пригородных линиях до Омута, Колхозника и Юршинского теплоходами "Заря", "Московский" и "Восход". Рыбинский речной порт был вторым по величине и значимо­сти на Волге после Нижегородского.

Особой гордостью Рыбинска бы­ли и навсегда останутся "Метео­ры"...

Вел по Волге первый "Метеор"

Первый теплоход "Метеор" в Ры­бинск привели спустя три года, после того как это уникальное пасса­жирское судно на подводных крыль­ях вместимостью 128 человек изоб­рел выдающийся конструктор Рос­тислав Алексеев. Было это в сере­дине 1960-ых годов. Привел в Ры­бинск "Метеор" Валентин Николае­вич Ширяев - легенда советского па­роходства на Волге. Его так и звали - дед Ширяев. Он умер летом 2013 года, чуть-чуть не дожив до 90 лет, а работал он на реке в Рыбинском порту с младых ногтей - с 1950-ых годов и до седых волос. И уволился лишь в начале этого века. Ширяева знали все речники на Волге. Он был одним из немногих, кто знал весь фарватер, мели и буи от Рыбинска до Казани. А на Рыбинском водо­хранилище судовые хода, бакены мог безошибочно указать даже в кромешном тумане. Мне довелось много общаться и ездить с этим че­ловеком... И вот именно он - Вален­тин Ширяев воспитал целую плеяду капитанов, штурманов и механиков, работающих на "Метеорах" по сей день. Но об этом позже...

Речные медленные воды не то, что рельсы в два ряда...

Так в 1960-ых годах в Рыбинске появились "Метеоры". Их востребо­ванность была колоссальной. Во- первых, автодороги и автобусные сообщения тогда не были так разви­ты. Например, воняющий углем по­езд от Ярославля до Рыбинска воло­чился с остановками у каждого столба больше трех часов, а "Мете­ор" долетал за полтора часа в окру­жении живописных волжских бере­гов. Преимущество очевидное. Во- вторых, жителям Брейтовского рай­она летом ни на чем другом кроме как на "Метеоре" выехать в Рыбинск или Ярославль было нельзя. Ас­фальтобетонная дорога, связующая Брейтово с железнодорожной стан­цией Шестихино, была построена на много лет позже, и потому доби­раться приходилось, да собственно и сейчас приходится, из Брейтова в Ярославль или Рыбинск с тремя пе­ресадками, что, естественно, не­удобно и по деньгам накладно. А на "Метеоре" в Брейтово сел и с ветер­ком за три часа долетел до област­ного центра.

Подобная транспортная пробле­ма была не только у Брейтовского района, но и у гостей и жителей Пошехонья, Череповца, Весьегонска, Первомайки, Себлы. Народу тогда ездило несметное количество, ведь, сколько жило людей в деревнях, а, сколько ездило студентов! Это сей­час деревни вымерли, студенты ста­ли другими, а у семей появились ма­шины. А тогда "Метеор" для жителей прибрежных городов и поселков был чуть ли не единственным транспорт­ным средством. Поэтому советские власти не скупились и речников вся­чески поддерживали. Строили при­стани, устанавливали дебаркадеры, покупали суда. Одних только "Мете­оров" в Рыбинском порту было по­рядка двадцати. На них работало до сотни человек в экипажах.

Профессия речника, а уж тем более капитана "Метеора" была ну очень престижной. Зарплаты были огромные, питание на колпите и в портовых столовых бесплатное, от­пуск с декабря по март, а на каждой пристани почет да уважение.

Двигатели на судах меняли каж­дую навигацию. Сами суда через 10- 15 лет эксплуатации списывали и покупали новые. Благо подобную роскошь речники себе позволяли - зарабатывали больше, чем тратили.

Народ качеством услуг речных перевозок был доволен. Ведь еще бы, навигация всегда начиналась с первых чисел мая: еще льдины бол­тались в воде, а "Метеоры" уже их подрезали. Последние рейсы были поздней осенью. Как рассказывает один из старейших капитанов Иван Александрович Медведев (да я и сам знаю) - пока "Метеор" не вмер­зал, то так и ходили, до середины ноября. Например, от Рыбинска до Ярославля "Ракеты" летали каждый час, а "Метеоры" до Брейтова вы­полняли по пять рейсов в сутки. Удобно было "Метеором" добраться и до Дубны, откуда потом многие пе­ресаживались на электричку до Москвы. Жители Весьегонска Твер­ской области и Череповца Вологод­ской области по сей день вспомина­ют былое прошлое рыбинских "Ме­теоров"...

Так и жили речники с пассажи­рами в любви да дружбе. Многие экипажи настолько сдружились с постоянными пассажирами, что ста­ли, чуть ли не родными друг другу людьми. Знаю это на собственном  опыте. Но, как известно все хоро­шее почему-то быстро кончается.

И пришел "КарелНеруд"

До начала 2000-ых годов речни­ки жили своей жизнью. Перестройка их почти не коснулась, правда, ста­ли! они частично собственностью Ярославской области, и частично собственностью Рыбинска. И этими двумя частями стало распоряжаться  предприятие ООО "Транзит". В их распоряжении были "Метеоры", "Зорьки", "Мошки", дебаркадеры, в том числе известный ДЖ-18, кото­рый больше пятидесяти лет был од­ним из главных достопримечатель­ностей Рыбинска. Но постепенно ру­ководством Ярославской области суда стали распродаваться, толи ко­му-то потребовалось заткнуть оче­редную дыру в бюджете, толи кому- то из чиновников хотелось погреть руки. Впрочем, было это давно, и ворошить старое не' будем. Так бы­ли распроданы все "Ракеты", "Вос­ходы" и пригородные суденышки. В 2005 году осталось лишь две "Зари", пять "Метеоров", один теплоход "Мо- 513", один "Московский-7" и три де­баркадера. И тут правительство Ярославской области решило от этого убыточного имущества изба­виться, а именно - продать.

Да, к тому времени пароходство стало убыточным. Во-первых, ска­зался колоссальный рост цен на го­рюче-смазочные материалы; напри­мер пустой "Метеор" при хорошей погоде "ест" в час на один двигатель 200 килограммов солярки, а с пасса­жирами, да на ветру в два раза больше. Например, от Рыбинска до Брейтова "Метеору" надо под тонну ГСМ. В советские годы при цене со­лярки три копейки за ведро рабо­тать было возможно, а сейчас - нет. Во-вторых, пассажиров стало мень­ше, ибо автотранспортная инфраст­руктура стала для речников серьез­ным конкурентом. И, в-третьих, реч­ники потеряли возможность обнов­лять свой парк, и потому суда стали часто ломаться, что пассажирам не нравилось.

И потому правительство Яро­славской области вынуждено было дотировать речников, поскольку они выполняли важную социальную миссию в жизни региона. Но дота­ция была настолько мизерной, что многие рейсы пришлось сократить, а некоторые линии и вовсе закрыть. Так перестали ходить "Метеоры" до Дубны, до Углича и Мышкина, до Череповца и Пошехонья, до Кине­шмы и Костромы. А потом прави­тельство области и вовсе продало вместе с Рыбинским грузовым пор­том и пассажирское пароходство пе­трозаводскому олигарху Вячеславу Смородину - владельцу компании  ООО ТД "КарелНеруд". В 2007 году мне случайно в одном из рестора­нов Петрозаводска довелось позна­комиться и потом несколько раз по­общаться с Вячеславом Викторови­чем. Хороший, я вам скажу, мужик, и он честно признавался, что ему Рыбинский пассажирский флот хо­телось бы забрать к себе в Каре­лию, чтобы "Метеоры" возили турис­тов от Петрозаводска до Кижей, и от Сортавалы до Валаама. Но этого не позволяло делать договорное обре­менительное обязательство перед правительством Ярославской обла­сти. Именно Ярославль, продав "Ме­теоры", стал их же арендовать у предпринимателя для перевозки пассажиров. Это очень похоже на историю, когда человек свою квар­тиру продал, а поскольку жить ему стало негде, он ее же у нового вла­дельца стал снимать.

Под наши пассажирские суда "КарелНеруд" создал дочернее предприятие под названием ООО "Рыбинские пассажирские перевоз­ки", которое и стало получать мизер­ную дотацию из областного бюджета на покрытие части расходов пред­приятия, которых никогда не хватало на замену уже давно отживших свое двигателей, ну или хотя бы каких-нибудь запчастей к ним. Все движки ежегодно перебираются из старых материалов, хранящихся на складах пароходства чуть ли не с советских времен. Не стало денег и на иные важные функции в жизни порта.

Надежды рухнули

Уже после того как в порту нача­лись первые сокращения, многие ры­бинские речники стали искать луч­шей доли в Петербурге, в Казани, на Валааме, и у того же Смородина на Онежском озере. Многие из них по сей день трудятся там, приезжая до­мой в Рыбинск только на зиму.

Но все-таки в 2006 году "Карел­Неруд" отчасти своего добился - увел на Онегу несколько судов, в ча­стности "Метеор-210" ушел на север вместе с экипажем под руководст­вом Валерия Михайловича Наумова - одного из старейших речников, со­ратника Валентина Ширяева. Этот "Метеор" порядка 20 лет бороздил просторы Рыбинского моря и Волги, а теперь вот уже 7 лет возит иност­ранцев на остров Кижи. Так один за другим суда с высокопрофессио­нальными экипажами стали поки­дать родные волжские воды. Стали сокращаться рейсы и, например, в том же 2006 году рейс до Весьегон­ска, Противья, Себлы и Борка - Дар­винского заповедника стал ходить не по два раза в день как раньше, а всего лишь два раза в неделю. А с 2007 года, после принятия поправок в федеральный закон о транспорт­ном финансировании, когда межоб­ластные рейсы стали дотироваться не из федерального бюджета, а из областного, линия и вовсе была за­крыта. Так, впервые за всю историю Рыбинского моря тверское направ­ление, востребованное пассажира­ми, осталось отрезанным от мира и часть ярославцев оказалась вынуж­дена ездить в родные деревни аж через полстраны. Но это отдельная тема для разговора.

Потом перед речниками возник­ла еще одна проблема - путевая об­становка, или так называемые баке­ны, указывающие путь для судов. Конечно, речники за годы работы съевшие собаку на водохранилище от и до знают все проблемы судо­ходства, но, как говорится, закон есть закон. И потому пришлось под­чиняться новым правилам, согласно которым пароходство, пользующее­ся путевой обстановкой, вынуждено самостоятельно финансировать ус­тановку и обслуживание бакенов. А это порядка семидесяти тысяч руб­лей в месяц на линии до Брейтово. Для и без того обнищавшего паро­ходства, где каждый рубль на счету, это удовольствие чересчур дорогое.

Речники уже привыкли жить в ожидании каких-то новых правил, законов и установок. Жить как на иголках для них стало нормой. За­канчивая осенью навигацию, никто из них не уверен, что весной они как и прежде начнут зачистку, спустят на воду свои корабли и повезут до боли знакомых пассажиров. Каж­дый год для них начинается с вопро­сов: "А заложили ли в бюджете до­тацию на топливо? А изыскали ли какие-нибудь средства на ремонт? А не отправит ли нас собственник ку- да-нибудь в Карелию? А еще - не сломается посреди навигации теп­лоход?"

Капитан, капитан, улыбнитесь

В связи с недостаточностью фи­нансирования продолжительность навигации сократилась и стала все­го лишь с середины мая по начало сентября - четыре месяца вместо шести с половиной, как раньше. А "Метеор" стал ходить всего лишь один раз в сутки из Брейтова, через Рыбинск и Тутаев в Ярославль, а по­том обратно с ночевкой в Брейтове. Сегодня в порту осталось всего два "Метеора" - № 159 и 218. На которых работают экипажи еще с советских времен - люди уникальные, как ни­кто другой любящие и знающие свое дело. Например, капитан 218- го "Метеора" Виктор Павлович Мо­лодцов работает уже почти 40 лет; столько же и Иван Александрович Медведев. Около 30 лет работает капитан 159-го "Метеора" Алек­сандр Николаевич Ромашов. Эти мужики - настоящие речные волки, с которых можно писать портрет на­стоящего волжского лоцмана или книгу о жизни речного пассажирско­го пароходства на Волге. Для них жизнь порта - это больше чем лич­ная жизнь, все они работают в паро­ходстве с юношеских лет.

Работает в порту и много моло­дых, недавно пришедших людей - матросы, мотористы, кассиры, штурманы. Это в основном моло­дежь, пришедшая на практику из речного училища.

Пароходство хоть и не так как раньше, но все-таки пользуется не­вероятной популярностью у пасса­жиров. Во-первых, у брейтовчан, для которых "Метеор" наиболее удобный транспорт для поездок в Рыбинск или Ярославль; во-вторых, у туристов, детей и просто отдыхаю­щих, которые с радостью устраива­ют для себя речные прогулки по Волге или водохранилищу со шлю­зованием.

Но в этом году всего этого мо­жет не быть. Пятидесятилетняя ис­тория рыбинских "Метеоров" может закончиться...

На Аvito.ru

Летом прошлого 2013 года "Ка­релНеруд" выставил все имущество пароходства - своего дочернего предприятия ООО "Рыбинские пас­сажирские перевозки" - на торги. На известном сайте объявлений Аvito.ru  появилась информация о продаже административного здания пароход­ства, двух "Метеоров", "Зари", "Мое ковского-7" и "Мо-513". Администрация пароходства факт продажи имущества подтверждает.

В один из осенних дней прошло­го года, говорят, уже приезжал ка­кой-то олигарх смотреть имущество. Купит или нет, пока неизвестно. Ес­ли купит, то со стопроцентной веро­ятностью уведет их из Рыбинска куда-нибудь в Петербург или Петроза­водск, где эксплуатировать суда и зарабатывать на прогулках турис­тов в разы выгоднее, нежели возить простых смертных ярославцев. По­этому, вероятно, не видать нам больше на Волге летящих как стре­ла красавцев "Метеоров", не прока­титься до родины Федора Ушакова на "Московском-7", и не попасть жи­телям Юршинского острова к себе домой на отжившем свое пароходи­ке "Мо-513".

Правда, все-таки у речников есть хоть и небольшая, но надежда. Суда уже старые. Например, само­му молодому "Метеору-218" в про­шедшем году стукнуло 25 лет. А "Мошке", курсирующей до Юршин­ского, и того больше - 60 лет. Кому нужны эти старые корыта? Они нуж­ны жителям Ярославской области, и уж точно не нужны властям, кото­рые загубили одно из лучших на Волге пассажирских пароходств.

Дмитрий КОНОВАЛОВ

Газета "Рыбинская Правда" №1 (80) 15 января 2014 г.

Ярославль: 

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes