Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Символы революции

Оставлен Гость (не проверено) пн, 11/20/2023 - 14:38

(К 106-ой годовщине Великого Октября) Статья первая

В свое время древнекитайский философ-мыслитель Конфуций говорил: «Миром правят знаки и символы, а не слова и законы». Действительно, в эпохи социальных революций всегда идут поиски новых знаков и символов в целях обеспечения социального единства на иной основе в отличие от прежней системы отношений. В переломные моменты общественное сознание тяготеет к повышенной «знакомании», поэтому любую революцию, в том числе и Великую Октябрьскую социалистическую,  нельзя понять без изучения политических символов эпохи.

Рекламный плакат исторической картины           в7 частях «Падение династии Романовых».
Николай Романов отдает корону своим победителям.

Октябрьская революция вызвала к жизни целый ряд новых символов, которые на долгие десятилетия стали своеобразными маркерами радикально изменившегося, т. е. нового образа жизни. Она, как настоящая революция, а не ее имитация, символизировала смену социально-экономической формации на строительство социалистического общества.  Масштаб  революционных событий 25-26 Октября 1917-го года был столь велик, что их символы,  если вначале служили знаками отличия новой власти, то затем на долгие десятилетия закрепились в арсенале атрибутов Советской власти. Осуществление этой задачи облегчалось тем, что в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года  сложные и вместе с тем изящные по своему изобразительному решению имперские герб, корона, скипетр, держава, двуглавый орел и другие атрибуты царской власти уничтожались и изымались из общего пользования. Они в глазах  народных масс олицетворяли власть сатрапов и несправедливое социальное устройство прежнего общества. Борьба со старыми символами являлась логическим продолжением классовой борьбы, но только в области верований, идеологий и ценностей. К октябрю 1917 года символы царской власти почти повсеместно были изъяты из официальной жизни. Видный специалист по истории советской символики Б. Колоницкий отмечал: «В этом отношении они (большевики – В.К.) завершали процессы, начатые в Феврале».  Формирование и внедрение в сознание народных масс советской системы символов, знаков и эмблем, как новых политических смыслов,  были для большевиков  одной из главных задач в  идеологической борьбе в утверждении власти трудящихся через формирование ее позитивного образа в глазах  широких слоев населения. Государственные символы служили средством идентификации и развития гражданского сознания, чувством принадлежности к новому социальному образованию. Они легитимировали и делали узнаваемой новую власть для широких народных масс. Советская система символов, знаков и эмблем решала две задачи: пропагандистскую и идентификационную. Как символика идентификационная – красные бант, флаг, лента, гвоздика, — отражали политический выбор, сделанный участниками революционных событий. Следует отметить, что уважение к этим идентификационным символам появилось еще в Февральскую революцию. Положительное отношение к красному цвету в общественном сознании россиян было всеобщим. Например, красный бант прикрепляли многие из российских граждан. Даже великие князья после отречения Николая II нацепили красные банты, не говоря уже о профессорах, генералах. В идейно-политическом отношении это выглядело, конечно, комично, поскольку современники прекрасно знали истинные взгляды многих из них. У знаменитого русского философа-богослова С.Н. Булгакова есть воспоминания, когда он еще в 1905 году вместе со студентами, поддавшись ажиотажу, вышел на демонстрацию с красным бантом на лацкане фрака. Придя домой, он с отвращением сорвал с  лацкана фрака бант.

Женский журнал мод посвятил серию статей об использовании красного цвета в нарядах для дам! Нельзя не отметить, тогда красный бант означал не только принадлежность по своим убеждениям  к определенной социальной группе, но и являлся своеобразной охранной грамотой, опознавательным символом — «свой-чужой»: прикрепи красный бант и тебя на улицах не побьют. Многочисленные случаи политического приспособленчества нашли отражение в творчестве сатириков. В одной из провинциальных газет было опубликовано стихотворение, в котором иронически обличался маскирующийся в классовом отношении приспособленец к новым реалиям.

«Капиталисты и фабриканты/ Тоже надевали красные банты,

Но тем временем не дремали/ И карманы здорово набивали».

Лишь после Октябрьской революции  красный бант окончательно утвердился в качестве наглядной формы политического выбора гражданами страны.

Что касается другого идентификационного знака  — Красного флага, то в период Февральской революции он также широко использовался — его водрузили над Академией художеств, дворцами великих князей, правительственными учреждениями, зданиями банков и даже доходными домами. Водружение над Зимним дворцом Красного знамени сопровождалось торжественным салютом.  Писатель А. Ремизов 3 марта 1917 г. в своем дневнике записал: «Все дома в красных флагах».  Повсеместное использование красных флагов продолжалось до принятия Юридическим совещанием при Временном Правительстве 25 апреля 1917 года. Оно предложило взять в качестве государственного знамени  бело-сине-красный флаг, который стал символом буржуазной России. После Октябрьской революции 1917 года бело-сине-красный флаг стал символом Белого движения в противовес Красному флагу. Красный флаг, широко используемый в период Февральской революции как символ свободы и обновления жизни, в послеоктябрьский период сакрализуется, и являлся уже символом крови, пролитой за победу социалистической революции. Красный флаг обозначал воплощение идеи создания государства рабочих и крестьян. Приказом народного комиссара по военным и морским делам Л.  Троцкого от 3 августа 1918 года учреждались Почетные Революционные Красные знамена. Они  вручались наиболее отличившимся полкам и ротам. 20 августа 1918 года первым Почетным Революционным Красным знаменем были награждены бойцы Латышского 5-го Земгальского стрелкового полка под руководством И.И. Вацетиса за отважную защиту Казани и революционную доблесть в борьбе с врагами Советской России.  Такой же награды был удостоен 25-й стрелковой дивизии В.И. Чапаева и 24-я Самаро-Симбирская пехотная Железная дивизия Г.Д. Гая.

8 апреля 1918 года на заседании Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов Председатель Я.М. Свердлов предложил красное полотнище утвердить   государственным флагом РСФСР. 17 июня 1918 года Президиум ВЦИК утвердил образец изображения флага РСФСР, разработанный художником-графиком С. Чехониным. Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище, в верхнем углу которого, у древка, размещалась надпись золотыми буквами, стилизованными под славянские, «РСФСР». 30 декабря 1922 года РСФСР объединилась с Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в Союзное государство — СССР. Красное знамя было  принято в качестве  государственного флага СССР и утверждено Конституцией СССР от   31 января 1924 года в виде прямоугольного полотнища с отношением ширины к длине 1:2 «с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой».

Худ. Б. Кустодиев (апрель 1917 г.)
Государственный и военный флаг РСФСР                            Флаг  (Образец 1918 года (1918—1937 гг .)
Флаг СССР (31 января 1924 - 25 декабря 1991 гг.)

Особую роль в деле пропаганды и агитации ценностей Советской власти играло такое  визуальное средство массовой информации, как плакат, поскольку значительная часть населения была в немалой степени неграмотной. Плакат, как средство информации и агитации,  приобрел особую популярность в силу следующих качеств: доходчивость, выразительность, оперативность. Синтез изображения и слова (лозунга) усиливал воздействие плаката на зрителя. Лаконичность линии и изображения, минимум деталей и остроумное обыгрывание ситуации на злобу дня придавали плакату броскость. С формальной точки зрения (сюжет,  цвет, композиция, пропорции, перспектива) — это использование традиций народного лубка с его декоративностью и простотой. В некоторых ранних советских плакатах, продолжая сложившуюся в период Февральской революции традицию, напрямую используются элементы  православной иконописи, апеллируя к религиозным чувствам, прежде всего, крестьян. В первую очередь, речь идет об употреблении образа святого Георгия Победоносца. Сюжет его борьбы со Змием Горинычем — один из самых тиражируемых в плакатах первых лет советской власти. Только в стилизованном художественном решении, где на месте Георгия Победоносца изображен Л. Троцкий, а в качестве Змия Горыныча выступает контрреволюция. В ранних плакатах заимствовались также иконописные традиции. Некоторые художники (например, Д. Моор в плакате «Да здравствует III Интернационал!» — 1921) пользовались обратной перспективой для территориального обозначения «воплощенного Парадиза (Рая)» в образе града Москвы с ее «сердцем» — Кремлем в виде  утопического острова, воплощающего мечту человечества.

Образцы плакатов периода Февральской революции, использующие элементы русского народного фольклора и иконописи
Образцы плакатов периода Февральской революции, использующие элементы русского народного фольклора и иконописи
8

Ранний советский плакат, используя традиции манеры его написания и изготовления, сформированные в период Февральской революции, утвердил и свою систему революционной символики. Эта символика вводила трудящиеся  массы в мир советской политики, моделируя характер восприятия и оценки нового государства. Фигурам рабочего и крестьянина отводилось главное  внимание в плакате. Они олицетворяли центральную идею государственной власти — «власть рабочих и крестьян». Представители двух правящих классов изображались обобщенно, т.е. без каких-либо индивидуальных черт. Орудия труда (молот у рабочего, серп и коса у крестьянина), особенность их одежды и типичные для них позы определяли их образ. Образы «генерала», «капиталиста», «попа», «капиталиста», «кулака» отображали несправедливость социального устройства прежнего общества. А надписи под этими фигурами — «рабство», «капитал» — призваны были изобличить их социальные пороки. Плакаты войны изображали белогвардейского врага и их западных кураторов как лишенных человеческих черт чудищ.

«Да здравствует III Интернационал!» (1921)
10
«Только тесный неразрывный союз рабочих и                            
                                                              крестьян спасет Россию от разрухи и голода»
Кто против Советов ( худ. Д. Моор, 1919 г.)
Псы Антанты: Деникин, Колчак, Юденич

Первый секретарь ЯО КПРФ  (1993-2000 гг.)                          

В.И. Корнилов

Запись Символы революции впервые появилась КПРФ в Ярославской области.

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes