Перейти к основному содержанию

Вы здесь

МАГИЯ ТРЁХ БУКВ

Оставлен admin чтв, 07/04/2019 - 15:24

О тонкой грани между коммунальным тарифообразованием и игрой в напёрстки

МАГИЯ ТРЁХ БУКВ

Помнится, как в зените своей славы некогда популярный Александр Серов пел: звездопад – примета лета. Звездопад – это, конечно, очень красиво. Живописно. Но сегодня главная примета лучшего времени года, увы, далека от поэзии. И ассоциируется скорее не с августом (звёзды падают именно в этот период), а с июлем. Речь о повышении коммунальных тарифов. Этот ритуал ежегодно повторяется первого числа второго летнего месяца. И уже прочно вошёл в повседневную жизнь дорогих россиян. Вообще, при всех многочисленных пороках у нашей власти есть один безусловный талант. Это умение выбирать время для непопулярных решений. Повышение пенсионного возраста происходит во время чемпионата мира по футболу, когда граждане увлечены спортивными страстями. «Оптимизацию» больниц приурочивают к 1 сентября, когда весенний пик заболеваний давно прошёл, а осеннее обострение ещё не началось. А тарифы повышают с 1 июля, когда большинство добропорядочных граждан гуляют летние отпуска (с этого года повышение происходит также с 1 января, но и в этот день людям точно не до цифр в квитанциях). Тупое повышение стоимости услуг ЖКХ без реального улучшения их качества – чисто российский феномен. Непосвященные наверняка считают эти три буквы магическими. Хотя большинство граждан смотрит на них куда приземлённее, и считает представителей коммунальной сферы кем-то сродни «напёрсточникам». Ярославская область здесь не исключение. Мы идём в ногу со всей страной. Хотя имеем и свои особенности. Иногда – даже приятные. Но они слишком редки и касаются ограниченного круга лиц. А подавляющее большинство решений не несут многострадальному населению ничего хорошего. Что в очередной раз подтвердилось в прошедший понедельник.

 

Лукавая математика или «кручу-верчу, запутать хочу»

 

          Разбираться в хитросплетениях расчёта коммунальных тарифов для сторонних наблюдателей – дело крайне неблагодарное. Как говорится, в этой математике сам чёрт ногу сломит. Что даёт возможность играть с цифрами. Или, во всяком случае, преподносить их вконец растерянному населению с максимально выгодной стороны. Об очередном росте тарифов сообщили все ярославские СМИ. Подавляющее большинство из них в той или иной степени передали официальные данные областного Правительства. Согласно этим данным, в нынешнем году повышение стоимости коммунальных услуг проходит в два этапа. С 1 января – на 1,7%, с 1 июля – на 2,4% (данные в среднем по региону). Соответственно, предельное увеличение совокупных платежей не должно превышать 4,1%. Именно эту магическую цифру наперебой цитировали все, кому не лень: от региональных чиновников до многочисленных комментаторов в социальных сетях. Вместе с тем, если копнуть чуть глубже скупых строчек «белодомских» релизов, названный процент вызывает большие сомнения. Прежде всего, цифра опровергается нормативными документами, указанными на официальном сайте департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Дабы не быть голословными, приведём текст полностью (заранее просим уважаемых читателей простить нас за употребление сухой казённой терминологии):

          «Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р на период с 1 января по 30 июня 2019 года утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Ярославской области 1,7%, на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 2,0%. С учетом предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям, утвержденного для Ярославской области в размере 0% в первом полугодии и 2,0% во втором полугодии, предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 1 января по 30 июня 2019 года составит 1,7 %, с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 4,0% (2,0% + 2,0%). Во втором полугодии 2019 года максимальный рост совокупной платы за коммунальные услуги для жителей Ярославской области составит 4,0 % по отношению к январю 2019 года».

        Тарифы (2).jpg  Из приведённого текста следует, что общее повышение с начала года допускается на 5,7% (1,7% + 4%). А четырёхпроцентное увеличение происходит уже не за год, а за полугодие - совсем другой коленкор. Но и данная цифра, мягко говоря, представляется не совсем объективной. Чтобы проверить данное неутешительное обстоятельство, достаточно подсчитать затраты по каждому виду коммунальных услуг. Они отражены в таблице, составленной на основе данных всё того же департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов, а также информации из открытых источников. Поскольку для разных муниципальных образований стоимость по отдельным строкам выглядит по-разному (в зависимости от поставщиков услуг и особенностей местности), в качестве примера мы взяли город Ярославль. 

 

Таблица. Динамика тарифов на услуги ЖКХ в 2019 году 

 

 

Коммунальная услуга

Тарифы, действующие с 1 января 2019

Тарифы, действующие с 1 июля 2019

Изменение тарифа, %

Вывоз ТБО

75,20 рубля – для многоквартирных домов;  

95,68 рубля – для многоквартирных домов

27,2

85,22 рубля – для частного сектора

108,43 рубля – для частного сектора.

Водоснабжение    

 41 рубля за м3

30,89 рубля за м3

5

Водоотведение

19,70 рубля за м3

20,88 рубля за м3

6

Элекроэнергия

3,62 рубля за кВт/час – для городского населения;

3,69 рубля за кВт/час – для городского населения

2

 

 

 

2,53 рубля за кВт/час – для сельских жителей и городских домов с электроплитами;

2,58 рубля за кВт/час – для сельских жителей и городских домов с электроплитами;

 

          Из таблицы следует, что минимальное повышение касается электроэнергии, максимальное – вывоза мусора (между ними более чем десятикратная разница). Остаются ещё отопление и газ, но абсолютные цифры по ним обнаружить не удалось. Поэтому придётся довольствоваться относительными данными от областного Правительства, согласно которым средняя стоимость «голубого топлива» увеличится на 1,4%, а теплоносителя – на 0,4%. Но даже с учётом этих невеликих цифр повышение за полугодие никак не укладывается в 4%. После суммирования всех показателей и их равномерного распределения, рост составляет 7%. Что явно не даёт повода для оптимизма жителям областного центра. Особенно с учётом того, что к этой цифре нужно приплюсовать ещё и январское повышение. А ведь глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев ещё в марте заявил, что граждане по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше ста процентов их себестоимости. И обвинил в этом местные власти. Хотя все тарифы монополий в сфере жилищно-коммунальных услуг утверждаются специальными региональными комиссиями, подотчётными самой ФАС. Выходит, что руководитель службы уподобился унтер-офицерской вдове, которая сама себя выпорола. Судя по продолжающемуся повышению стоимости услуг – безрезультатно. Это, так сказать, общая канва. Далее – конкретика.

 

О столичных аппетитах и местной кухне

 

          Чайка (1).jpgГлавным откровением летней тарифной кампании стал беспрецедентный рост стоимости услуг по сбору и утилизации мусора для горячо любимой ярославцами фирмой «Хартия». Не сказать, что новость о повышении тарифа на 27,2% стала неожиданностью – об этом говорили ещё в начале года. Однако до последнего верилось: авось, пронесет! Не пронесло. Ещё большее возмущение вызывает тот факт, что нынешнее увеличение – уже третье за неполный год. Предыдущее случилось в январе. Правда, было небольшим – примерно на 1,7% (ранее цена для многоквартирных домов составляла 73,94 рубля, для частных - 83,80 рубля). Но зато перед этим (в сентябре) был изменён сам подход к начислению платежей: количество квадратных метров заменили на число прописанных жильцов. Кроме того, в практику вошли так называемые «двойные» начисления: по прописке и по факту собственности (хотя один и тот же человек вряд ли сможет производить отходы в двух местах одновременно). В результате для большинства жителей региона мусор в прямом смысле слова стал «золотым»: стоимость его утилизации возросла в три-четыре, а в отдельных случаях – даже в пять раз! Такие примеры неоднократно приводили общественники, депутаты всех уровней и СМИ. Но областные руководители и представители самой «Хартии» лишь кивали на федеральное законодательство.

Неженец (1).jpg          Казалось, что с учётом всех изменений региональному оператору давно должно было хватить не только на хлеб с маслом, но и на колбасу с коньяком (притом, отнюдь не трёхзвёздочным). Тем более, что за исполнение своих обязанностей из бюджета Ярославской области он получил кругленькую сумму в 16 миллиардов рублей. Но столичные аппетиты оказались куда изысканнее. И к тому же активно защищались региональными чиновниками. На июньском заседании областной Думы «профильный» заместитель Председателя Правительства области Виктор Неженец заявил: в правление регулятора входят представители УФАС, разногласий с ними нет, все тарифы однозначно экономически обоснованы. Правда, когда парламентарии стали задавать конкретные вопросы насчёт «Хартии», Виктор Станиславович предпочёл ретироваться, предоставив «на растерзание» депутатского корпуса заместителя директора департамента ЖКХ Марину Уткину. По словам Марины Валентиновны, рост тарифов связан с актуализацией территориальной схемы обращения с ТКО, закрытием старых полигонов, и изменением маршрутов транспортировки отходов, что привело к увеличению затрат в 2,2 раза. Назвать такие аргументы убедительными (или хотя бы просто понятными) было никак нельзя.

          Мусор (2).jpgНесмотря на актуализацию схемы, во многих дворах не изменились ни периодичность рейсов, ни количество машин. Как ездил один мусоровоз – так и продолжает ездить. Ликвидация старых полигонов не привела к появлению новых. Да и закрыта была, если нам не изменяет память, всего одна свалка под Переславлем. Притом, два года назад. Что касается изменения маршрутизации, то стоимость бензина, конечно, выросла. Но явно не на столько, чтобы списать на неё все расходы. Таким образом, принципиально ничего не изменилось! Тогда в чём состоят затраты? Раньше их оправдывали инвестиционной составляющей. Но кроме новых машин с контейнерами (которые в большей степени нужны самой «Хартии», нежели жителям), да пары комплексов по обработке ТБО, инвестициями у нас не пахнет. Так что вопрос остаётся открытым.

          В этой связи интересен ещё один любимый довод чиновников – сравнение с другими регионами. Дескать, в Ярославской области стоимость услуг по обращению с ТБО – одна из самых низких. При этом, те же чиновники почему-то умалчивают, что в других регионах (Новосибирской, Свердловской, Иркутской, Пензенской и Саратовской областях, Пермском, Приморском и Алтайском краях, Мордовии, Якутии, Татарстане и Чувашии) удалось добиться снижения тарифа. В том числе весьма существенного. К примеру, в Екатеринбурге – сразу на 47 рублей. У нас цена упала всего на 2 рубля по сравнению с теми цифрами, которые звучали в начале года. Как говорится, почувствуйте разницу.

          В качестве ложки мёда в бочке дёгтя был спешно подготовлен законопроект, предусматривающий льготный тариф на вывоз отходов для отдельных категорий граждан. Речь о людях, проживающих в помещениях без центрального отопления, водоснабжения, водоотведения. Таковых насчитали порядка 70 тысяч человек. А на покрытие разницы в тарифе заложили 7,5 миллиона бюджетных рублей. Но при общем населении области в 1 миллион 259 тысяч человек (а за мусор должны платить все, в том числе грудные дети) это выглядит каплей в море. Точнее – жалкой подачкой, учитывая отнюдь не высокий жизненный уровень указанных льготников.

         

Кто сколько может?

 

           Ещё один неприятный сюрприз от областных властей – сообщение о повышении с 1 октября платы за отопление для малоэтажных многоквартирных домов, построенных до 1999 года и не оборудованных приборами учёта. Таковых в регионе насчитали 674. По оценкам специалистов, стоимость теплоносителя для них может повыситься до тридцати с лишним процентов! В рублях это составит 5,5-6 тысяч! С учётом того, что жители большинства названных домов – люди далеко не богатые, такое повышение станет для них неподъёмным. Однако ни областные, ни местные чиновники не озаботились данной проблемой. Хотя предусматривающее изменение нормативов постановление регионального Правительства было принято ещё три года назад! Но «варягам» как всегда не до «пустяков». Как там ярославцы? Ещё копошатся? Везут? Отлично! Значит, можно ещё нагрузить! И поставить пред фактом: всё же экономически обосновано!

          Впрочем, расчёт проехать «на шару» не оправдался. Быстро поднялась волна. Сначала накрыло Ярославль. Потом недовольство выразили в Рыбинске. Тему подхватили коммунисты (народный протест перед выборами – беспроигрышная стратегия). Потом проснулись и «единороссы» (выборы будут и у них). В результате Правительство дало задний ход, сославшись в качестве оправдания на предписание прокуратуры. С которой уже начали переговоры. Скорее всего, будет принято решение отложить повышение норматива. Правда, пока – только до 1 января 2020 года. Так себе отсрочка. Впрочем, возможно, к тому времени придумают что-то ещё. Дабы резонансное решение не наложилось на очередной виток роста тарифов.

          Среди других сомнительных решений последнего полугодия можно вспомнить и повышение взносов на капитальный ремонт с 6 рублей 37 копеек до 7 рублей 45 копеек (при этом, региональный фонд во главе с уроженцем солнечного Ставрополья Романом Гайнутдиновым отнюдь не спешит выполнять свои обязательства по организации работ, благополучно пропустив уже два тёплых и сухих месяца), и неоднозначную ситуацию в сфере водоснабжения (созданное во исполнение реформы данной отрасли государственное предприятие «Южный водоканал» вообще закончило прошлый год с убытками, что, по «железной» московской логике наверняка станет поводом для увеличения стоимости его услуг), и время от времени оживающие разговоры о перекладывании платы за содержание детских городков в областном центре на плечи жителей (хотя своё «фи» по данному вопросу сказала даже прокуратура).

          Единственным приятным исключением является пока сохраняющаяся стоимость проезда в общественном транспорте Ярославля. Для автобусов, троллейбусов и трамваев она по-прежнему составляет 23 рубля, для «маршруток» - 26. На днях мэр Владимир Волков гордо заявил, что ничего повышать не собирается. Но с учётом многочисленных экспериментов в транспортной сфере, которые затеяла городская администрация (подготовка к 100% переводу транспорта на регулируемый тариф, оптимизация маршрутной сети, обновление подвижного состава и так далее) думается, что это ненадолго. Косвенно это подтверждает опыт Переславля, где ещё при Волкове была подготовлена почва для московских перевозчиков. После их прихода стоимость повысилась на 50%. Есть сильные подозрение, что сия чаша не минует и Ярославль. Не в этом году, так в следующем.

          АЗС (1).jpgА вот цены на бензин повысились уже сейчас. Да, региональные власти не имеют к этому никакого отношения. Но проблема касается большинства жителей города и области (кстати, как там соглашение о развитии сети АЗС, подписанное на Питерском форуме?). Да и работу местного управления ФАС всё же никто не отменял. Уж больно резко растёт ценник. Если в конце мая литр 95-го стоил порядка 43,2 – 43,3 рубля, то сейчас приближается к 44 рублям. Литр 92-го подрос примерно с 40,8 до 41,3 рубля (при этом, в начале года он стоил около 40,4 рубля). 

 

 

Артемьев.jpg

Но у нефтяников наверняка имеется собственное экономическое обоснование. Что там? Дорогой баррель? Американские санкции? Французские виллы? Итальянские яхты? Господин Артемьев, ау? Или с тарифами грешат исключительно региональные власти и «губернаторские сынки»? А на федеральном уровне всё чинно и благородно? 

          Конечно, все эти кульбиты можно воспринимать только с известной долей юмора. Пусть даже чёрного. Иначе станет совсем грустно. Хоть волком вой. Не покидает ощущение, что власть (хоть наверху, хоть внизу) постоянно проверяет людей на прочность. Как там у Леонида Быкова в «Укротительнице тигров»: если металл раскалить добела… Между тем, любой прочности есть предел. И пропускать его – весьма неудачная затея. В лучшем случае дело обернётся массовыми неплатежами за ЖКУ, в худшем – массовыми протестами. А впереди – выборы. Первая проверка для власти предстоит совсем скоро – 8 сентября. В Ярославской области голосование пройдёт в 10 районах. Этот экзамен ещё не будет показательным (все знают, как народ ходит на местные выборы). А вот дальнейшие – кто знает. Последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми. И прикрыться Крымом, сирийским конфликтом, западными санкциями и высочайшими поручениями родного Правительства уже не получится.

 

ИВАН ТИХОНОВ

Оригинал

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes