Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Кто виноват? Заметка недовольного зрителя

Оставлен admin птн, 05/31/2013 - 21:55

Ярославль поистине стал фестивальным. Каких только фестивалей у нас не проводится. Но по некоторым из них есть проблемы, требу­ющие решения.

«Будущее театральной России» - БТР

В этом году БТР быть юбилейным, проводился в пятый раз. Но юбилейность не помешала ему быть пло­хо организованным. На мой взгляд дилетанта (именно так меня называют организаторы фестиваля),  фести­валь в нынешнем году был организован на троечку.

Что здесь сказалось - то ли недостатки финанси­рования, то ли субъективный фактор, пусть выводы делает читатель. Я лишь расскажу факты. Как зритель.

Прежде всего - о количестве участников. Не при­ехали участники из Владивостока и Нижнего Новгоро­да. Последних, училище им. Евстигнеева, оказывает­ся, и не приглашали, хотя они на предыдущих встречах показывали замечательные спектакли: на сцене Ка­мерного («Светит, да не греет»), на большой сцене Волховского театре («Время и семья Конвей»). И пото­му вполне закономерен вопоос: почему их не оказа­лось в числе приглашенных?

На предыдущих фестивалях у каждой площадки, где происходили фестивальные события – Камерный театр, Театр им. Волкова, ТЮЗ иль учебный театр, в цветных программках фестивалей был «свой цвет», очень удобно. В утренние часы проводились мастер- классы, лекции. Спектакли же в основном были «по­ставлены» на дневные и вечерние часы, чтобы как можно больше зрителей смогли их посмотреть. Если в 16 часов спектакль, потом в 19 часов, то энтузиасты смогут посмотреть и два спектакля в день, а еще мож­но показать, что и случалось, и ночной спектакль в 21 час. На третьем и четвертом фестивалях БТР билеты продавались аж на 18-20 спектаклей, на нынешнем  же - всего на 4 спектакля. Судите сами, насколько был «доступен» юбилейный БТР! И программка была ка­кая-то куцая, неразборчивая.

На итоговой пресс-конференции от одного из трех главных организаторов нынешнего фестиваля услы­шала мнение, БТР-де - корпоративное мероприятие для актеров и театральных деятелей. Получается, что зритель - это так, рядышком, козликом, если получит­ся. А как насчет бюджетного финансирования? Я по­вторюсь со своим «жестким» аргументом: я - платель­щик налогов, мое предприятие, где я работаю, - тоже плательщик налогов. Весь фестиваль за счет наших налогов. Так извольте уважить и плательщика налогов, чтоб он видел: его налоги приносят немного радости и ему - зрителю.

Кто, интересно, попадет на утренние спектакли в рабочие дни? Понятно, что зрителей наверняка не бу­дет. А когда и билетов нет в продаже, и приглашения только для участников фестиваля, то вполне понятен результат - зал почти пуст. Что и было на прекрасном спектакле воронежцев «На всякого мудреца довольно простоты». Возникает обоснованная тревога, а при­едут ли они на следующий фестиваль?

Я задавала вопросы организаторам: почему мало спектаклей на большой сцене вечером, в самое теат­ральное время? Звучали оправдания - студенты-де го­товили свои спектакли на малых сценах, им сложно перестроиться. Но «перестроились» же студенты из Екатеринбурга. А почему Воронежу не предложили иг­рать на большой сцене вечером, и с продажей биле­тов? И не верю, что они не смогли бы сыграть на большой сцене - из реквизита шкаф, зеркало и контор­ка с лесенкой, добавьте по бокам сцены две колонны, и все.

И при этом - три спектакля театра им. Волкова в фестивальной программе?! Сразу два вопроса. Пер­вый: играют студенты? Второй: а что, ярославские зрители спектакли своего театра не могут в другое время посмотреть?

Разговаривала с театралкой, она так и сказала: «На одно название «На всякого мудреца довольно просто­ты» народ бы пошел». А если иметь в виду, что студенты прекрасно играли, а костюмы и грим были замечатель­ными, то был бы полный фурор. Но место на большой сцене нашлось лишь для антисоветского «Чморика». Ну совсем как на первом фестивале - все возвращается.

На нынешнем фестивале опять проявилась мода на пластические спектакли. Право же, педагоги, надое­ла пластика зрителю. Многовато и этюдов-сцен. Все же зритель соскучился по классике, по спектаклям, где есть начало и финал.

И убавьте, педагоги, ненужную пошлость, это горя­чее пожелание всех зрителей. Выступал на пресс-кон­ференции педагог и режиссер Ярославского театраль­ного института Александр Кузин, говорил о проблемах современного театра и обучения актера. И, приводя в качестве примера появление голой Нины Заречной в «Чайке», задал вполне обоснованный вопрос: «А зачем? Что это дает для развития сюжета?»

И последнее - программки спектаклей. Неоднок­ратно говорилось, что москвичи и питерцы «грешат» забывчивостью насчет их. Необходимо правило - раз­мещать программки фестивальных спектаклей на сайте фестиваля. И потому лозунг - возьмите все лучше из организации 3-го и 4-го фестивалей БТР и сделайте 6-й фестиваль БТР в будущем году самым лучшим!

«Веснушка»

Международный фестиваль студенческих и акаде­мических хоров прошел в Ярославле с 16 по 19 мая. Это был уже восьмой по счету фестиваль. К сожалению, программа фестиваля оказалась в моих руках только в третий день фестиваля. Поэтому лишь в субботу я с сыном пришла в актовый зал университета, где плани­ровалось выступление пяти коллективов.

Ах, какой это был чудесный концерт! А когда хор Нижегородского университета им. Лобачевского запел казацкую песню «Не для меня придет весна», - слезы из глаз. Как замечательно выступал этот хор! Что было вовсе не удивительно - ведущая перечислила достой­ный список российских и европейских конкурсов, где хор был не просто участником, но и получал золотые меда­ли. Куда только не ездил хор. И вот он в Ярославле. А в зрительном зале - не более 50 человек... Стыдно и не­ловко нам, малочисленным зрителям.

И кто виноват? Может, ярославцы, что встречают участников фестивалей... на грядках? А может, все же организаторы? А может, вина и прессы?  Задушило жлоб­ство хозяев газет, что  не желают давать бесплатную пред­варительную рекламу о грядущих фестивалях. Но впол­не может оказаться, что организаторы фестиваля и не давали предварительную информацию в газеты о ско­ром фестивале и его программе. Поди, разберись.

Корреспонденты усиленно фотографировали участ­ников. Интересно, а фото полупустого зала появилось в газетах? Пресса любит пенять на лицемерие властей, но тем же и сама грешит.

 

В тот же день был еще один концерт - в ДК «Магист­раты, где коллективов на сцене было еще больше, а зал был заполнен зрителями лишь наполовину. Концерт был отличный, профессио­нальный уровень участников на высшей отметке. Так хо­рошо пели, что и не замеча­лось, что поют без инструментального сопровождена. Это только на телевидении безголосье заменяют крив- лянием  да шумом. Атут - всё только голосом. Правда, иные участники  утомляли зри­телей церковными песнопениями, это мое единственное замечание в их сторону. Почт каждый коллектив, за ис­ключением детских, считал необходимым спеть со сцены молитву. И как прикажете поступать верующему - хлопать молитве, что не принято в православии?! А зрители более живо и активно откликались на давно известные песни: «Ах, Самара-городок.» - хор «Канцона» из Санкт-Петер­бурга, «Тополя» - академический хор Санкт-Петербургско­го электротехнического университета.

Среди участников фестиваля были хоры, создан­ные и сразу после войны, аж в 1948 году, и в пятидеся­тые годы прошлого столетия. Например, хор Московс­кого института стали и сплавов, где поют и студенты и профессора, живет и здравствует больше 50 лет.

В воскресенье 19 мая, в завершающий день, я опять была в зале университета. Зрителей было еще меньше.

Хорош был ансамбль педуниверситета им. Ушинс­кого «SATIS» с песней «Ах ты, степь широкая». Так что я вполне успокоилась - наши ярославцы на высоте. И замечательно выступил хор Рыбинского авиационного университета.  Как проникновенно они спели «Эх, д ороги, пыль да туман»! И как органично у рыбинцев звучали слова песнопения «Не лукавить и не лгать, правдой жить»!

Но настоящий фурор был в воскресенье на гала-концерте участников фестиваля. Здесь картина была более отрадной в отношении зрителей - пустовало не­много кресел в партере и несколько рядов балкона. Но все же участников было раз в 10 больше, чем зрителей. Все показали самое лучшее, так что много слов и не надо. Все портила досада - маловато зрителей видели этот по-настоящему замечательный фестиваль.  Немного недоработали организаторы с рекламой и публикой, но надеемся, что на следующий год все будет в порядке.

Фестиваль «Струны России»

Фестиваль ансамблей народных инструментов в центре моего постоянного внимания лет пять. И все благодаря «устной рекламе», когда родителей детей из музыкалки извещали - вот, мол, скоро фестиваль.

Настолько хорош этот фестиваль, не высказать. Я даже по-первости записыва­ла его на диктофон, чтоб дома еще раз переслушать, продлить удовольствие. И если кто-то наивно думает, что там сплошь исключи­тельно народная музыка звучит, то ошибается. При­слушайтесь к музыкально­му оформлению старых со­ветских фильмов, чаще всего играют именно ансамбли народных инструментов. Конечно, симфонический оркестр хорошо, но когда известные русские народные, казацкие иль советские песни сопровождает ансамбль народных инструментов, то ни­чуть не хуже, а даже наоборот, веселее.

Но опять почти те же грабли. Я лично видела только одну полную большую афишу со всей программой фес­тиваля - на филармонии. В понедельник 20 мая при­шлось даже некий скандальчик поднять на Ярпортале по поводу полного отсутствия рекламы. Более того - нигде на сайтах Домов культуры, которые «несли» ответствен­ность за проведение фестиваля и где должны были со­стояться концерты, ни на сайте мэрии не было инфор­мации об этом фестивале. Каково? Я даже распечатала один сайт для потехи. 20 мая - а там афиша апреля. Хорошо, однако ж, работают у нас чинуши от культуры. Но более всего меня убили ответы на мои звонки по приемным чинуш - распечатка звонков с моего телефо­на будет исключительно-замечательной. Куда я только ни звонила - но каждый отправлял меня все дальше. Я терпеливо звонила дальше. Практически никакого ре­зультата от моих звонков в течение двух дней. Сайт одного ДК вообще сейчас открыть не могу, другой ДК - в день фестиваля! - свой сайт обновил. На сайте мэрии информации о десятом - юбилейном - фестивале «Стру­ны России» я до сих пор не нашла. Может, плохо искала? Про масленицу там много чего было. «Шарила по интернету»: самая свежая информация - про фестиваль 2011 года.

В день открытая фестиваля, что проходил в ДК им. Добрынина, я специально пешочком прошлась от «Ту­риста» до пл. Юбилейной, чтоб посмотреть - а как там с рекламой? Встретилось три тумбы, еще три-четыре места для расклейки объявлении. Много чего там висит, но ни одного плакатика о фестивале «Струны России» иль о фестивале хоров «Веснушка», что уже прошел, я не увидела.

Другими словами, концерты, фестивали, что прово­дятся за бюджетные деньги, - нигде нет рекламы. Рекламные плакаты только  на чисто коммерческие  концер­ты. Вывод, рекламы, зависящей от чиновной братии, - нет.

А концерт на открытии был шикарный. Особенно был хорош ансамбль из Липецка - чудесные голоса, буквально оперные, великолепен дирижер, классно иг­рают - лучшее выступление на открытии. Но и наш ан­самбль из Ростова не подкачал. Зал взрывался апло­дисментами. На концерт ансамбля из ДК «Радий», у которого тоже два певца с оперными голосами, я точно пойду, лишь бы их сайт был в нормальном состоянии.

После концерта народ заволновался, забегал, чтоб узнать, где следующие концерты. Друг друга начали  спра­шивать, потому как ведущий со сцены сказал только про концерт-закрытие в филармонии, более всего зрителей интересовало: а где Липецк будет отдельно выступать? Программок фестиваля не было, той афиши, что я виде­ла на филармонии, тоже не было.

Планировался концерт в ДК поселка Лесная Поляна на пятницу24 мая. Объявлений о нем ни в поселке, ни в ином месте не было. Мне пришлось о концерте в ДК поселка Лесная Поляна напечатать 60 объявлений (увы, маленьких  и черно-белых, не было времени искать  цветной принтер) и самой же поклеить. Официальное объявление о концерте с участием ансамбля из Швеции и ярославского муниципального оркестра «Струны Руси»  появилось на  поселковой доске объявлений вечером в среду 22 мая. Вы можете представить опера­тивность! Полное отсутствие просто житейской логики. Как за один день - четверг - может население всего поселка и увидеть объявление, и запланировать вечер следующего дня (планы ж строятся немножко заранее) Учитывать ведь надо и то обстоятельство, что как-то не принято у нас в одиночку ходить на концерты, значит - созвониться, договориться.

В день концерта я, специально в присутствии сви­детелей, спросила руководство нашего ДК о том, когда им стало известно, что концерт фестиваля будет в Лес­ной Поляне. Две недели назад - последовал ответ. Я тут же второй вопрос задала - почему не повесили афиши- объявления заранее? «Так сорвут же» - посетовали руко­водители ДК.  Я опять за свое: «Снова бы повесили». На что последовало возражение: «Нам что, делать нечего - афиши вешать заново?!»

Вот так и проводятся у нас фестивали... при полном бездействии маленьких и больших чиновников от культу­ры. Интересно, а сохранит ли свою должность наш леснополянский руководитель очага культуры после «про­вального концерта», когда в зале на 300 мест было все­го 30 зрителей. Позор мирового масштаба - шведы же были. Более того, местные чиновники в зале даже не присутствовали, не говоря уже о том, чтоб букетик пода­рить артистам. Обидно было за артистов, потому что концерт был очень хороший.

На закрытии фестиваля 25 мая в филармонии уча­ствовало три оркестра русских народных инструментов. Приехал еще оркестр народных инструментов из Ивано­ва. Гала-концерт был просто отличный. Но на балконе было 6 рядов пустующих мест.

Так что, организаторы фестивалей, минимальный срок начала рекламной кампании перед любыми фести­валями - это две недели. Как и поступают все прочие - небюджетные - организаторы массовых мероприятий.

Нелли ЦАПУРИНА

Ярославль: 

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes