В этом году БТР быть юбилейным, проводился в пятый раз. Но юбилейность не помешала ему быть плохо организованным. На мой взгляд дилетанта (именно так меня называют организаторы фестиваля), фестиваль в нынешнем году был организован на троечку.
Что здесь сказалось - то ли недостатки финансирования, то ли субъективный фактор, пусть выводы делает читатель. Я лишь расскажу факты. Как зритель.
Прежде всего - о количестве участников. Не приехали участники из Владивостока и Нижнего Новгорода. Последних, училище им. Евстигнеева, оказывается, и не приглашали, хотя они на предыдущих встречах показывали замечательные спектакли: на сцене Камерного («Светит, да не греет»), на большой сцене Волховского театре («Время и семья Конвей»). И потому вполне закономерен вопоос: почему их не оказалось в числе приглашенных?
На предыдущих фестивалях у каждой площадки, где происходили фестивальные события – Камерный театр, Театр им. Волкова, ТЮЗ иль учебный театр, в цветных программках фестивалей был «свой цвет», очень удобно. В утренние часы проводились мастер- классы, лекции. Спектакли же в основном были «поставлены» на дневные и вечерние часы, чтобы как можно больше зрителей смогли их посмотреть. Если в 16 часов спектакль, потом в 19 часов, то энтузиасты смогут посмотреть и два спектакля в день, а еще можно показать, что и случалось, и ночной спектакль в 21 час. На третьем и четвертом фестивалях БТР билеты продавались аж на 18-20 спектаклей, на нынешнем же - всего на 4 спектакля. Судите сами, насколько был «доступен» юбилейный БТР! И программка была какая-то куцая, неразборчивая.
На итоговой пресс-конференции от одного из трех главных организаторов нынешнего фестиваля услышала мнение, БТР-де - корпоративное мероприятие для актеров и театральных деятелей. Получается, что зритель - это так, рядышком, козликом, если получится. А как насчет бюджетного финансирования? Я повторюсь со своим «жестким» аргументом: я - плательщик налогов, мое предприятие, где я работаю, - тоже плательщик налогов. Весь фестиваль за счет наших налогов. Так извольте уважить и плательщика налогов, чтоб он видел: его налоги приносят немного радости и ему - зрителю.
Кто, интересно, попадет на утренние спектакли в рабочие дни? Понятно, что зрителей наверняка не будет. А когда и билетов нет в продаже, и приглашения только для участников фестиваля, то вполне понятен результат - зал почти пуст. Что и было на прекрасном спектакле воронежцев «На всякого мудреца довольно простоты». Возникает обоснованная тревога, а приедут ли они на следующий фестиваль?
Я задавала вопросы организаторам: почему мало спектаклей на большой сцене вечером, в самое театральное время? Звучали оправдания - студенты-де готовили свои спектакли на малых сценах, им сложно перестроиться. Но «перестроились» же студенты из Екатеринбурга. А почему Воронежу не предложили играть на большой сцене вечером, и с продажей билетов? И не верю, что они не смогли бы сыграть на большой сцене - из реквизита шкаф, зеркало и конторка с лесенкой, добавьте по бокам сцены две колонны, и все.
И при этом - три спектакля театра им. Волкова в фестивальной программе?! Сразу два вопроса. Первый: играют студенты? Второй: а что, ярославские зрители спектакли своего театра не могут в другое время посмотреть?
Разговаривала с театралкой, она так и сказала: «На одно название «На всякого мудреца довольно простоты» народ бы пошел». А если иметь в виду, что студенты прекрасно играли, а костюмы и грим были замечательными, то был бы полный фурор. Но место на большой сцене нашлось лишь для антисоветского «Чморика». Ну совсем как на первом фестивале - все возвращается.
На нынешнем фестивале опять проявилась мода на пластические спектакли. Право же, педагоги, надоела пластика зрителю. Многовато и этюдов-сцен. Все же зритель соскучился по классике, по спектаклям, где есть начало и финал.
И убавьте, педагоги, ненужную пошлость, это горячее пожелание всех зрителей. Выступал на пресс-конференции педагог и режиссер Ярославского театрального института Александр Кузин, говорил о проблемах современного театра и обучения актера. И, приводя в качестве примера появление голой Нины Заречной в «Чайке», задал вполне обоснованный вопрос: «А зачем? Что это дает для развития сюжета?»
И последнее - программки спектаклей. Неоднократно говорилось, что москвичи и питерцы «грешат» забывчивостью насчет их. Необходимо правило - размещать программки фестивальных спектаклей на сайте фестиваля. И потому лозунг - возьмите все лучше из организации 3-го и 4-го фестивалей БТР и сделайте 6-й фестиваль БТР в будущем году самым лучшим!
«Веснушка»
Международный фестиваль студенческих и академических хоров прошел в Ярославле с 16 по 19 мая. Это был уже восьмой по счету фестиваль. К сожалению, программа фестиваля оказалась в моих руках только в третий день фестиваля. Поэтому лишь в субботу я с сыном пришла в актовый зал университета, где планировалось выступление пяти коллективов.
Ах, какой это был чудесный концерт! А когда хор Нижегородского университета им. Лобачевского запел казацкую песню «Не для меня придет весна», - слезы из глаз. Как замечательно выступал этот хор! Что было вовсе не удивительно - ведущая перечислила достойный список российских и европейских конкурсов, где хор был не просто участником, но и получал золотые медали. Куда только не ездил хор. И вот он в Ярославле. А в зрительном зале - не более 50 человек... Стыдно и неловко нам, малочисленным зрителям.
И кто виноват? Может, ярославцы, что встречают участников фестивалей... на грядках? А может, все же организаторы? А может, вина и прессы? Задушило жлобство хозяев газет, что не желают давать бесплатную предварительную рекламу о грядущих фестивалях. Но вполне может оказаться, что организаторы фестиваля и не давали предварительную информацию в газеты о скором фестивале и его программе. Поди, разберись.
Корреспонденты усиленно фотографировали участников. Интересно, а фото полупустого зала появилось в газетах? Пресса любит пенять на лицемерие властей, но тем же и сама грешит.
В тот же день был еще один концерт - в ДК «Магистраты, где коллективов на сцене было еще больше, а зал был заполнен зрителями лишь наполовину. Концерт был отличный, профессиональный уровень участников на высшей отметке. Так хорошо пели, что и не замечалось, что поют без инструментального сопровождена. Это только на телевидении безголосье заменяют крив- лянием да шумом. Атут - всё только голосом. Правда, иные участники утомляли зрителей церковными песнопениями, это мое единственное замечание в их сторону. Почт каждый коллектив, за исключением детских, считал необходимым спеть со сцены молитву. И как прикажете поступать верующему - хлопать молитве, что не принято в православии?! А зрители более живо и активно откликались на давно известные песни: «Ах, Самара-городок.» - хор «Канцона» из Санкт-Петербурга, «Тополя» - академический хор Санкт-Петербургского электротехнического университета.
Среди участников фестиваля были хоры, созданные и сразу после войны, аж в 1948 году, и в пятидесятые годы прошлого столетия. Например, хор Московского института стали и сплавов, где поют и студенты и профессора, живет и здравствует больше 50 лет.
В воскресенье 19 мая, в завершающий день, я опять была в зале университета. Зрителей было еще меньше.
Хорош был ансамбль педуниверситета им. Ушинского «SATIS» с песней «Ах ты, степь широкая». Так что я вполне успокоилась - наши ярославцы на высоте. И замечательно выступил хор Рыбинского авиационного университета. Как проникновенно они спели «Эх, д ороги, пыль да туман»! И как органично у рыбинцев звучали слова песнопения «Не лукавить и не лгать, правдой жить»!
Но настоящий фурор был в воскресенье на гала-концерте участников фестиваля. Здесь картина была более отрадной в отношении зрителей - пустовало немного кресел в партере и несколько рядов балкона. Но все же участников было раз в 10 больше, чем зрителей. Все показали самое лучшее, так что много слов и не надо. Все портила досада - маловато зрителей видели этот по-настоящему замечательный фестиваль. Немного недоработали организаторы с рекламой и публикой, но надеемся, что на следующий год все будет в порядке.
Фестиваль «Струны России»
Фестиваль ансамблей народных инструментов в центре моего постоянного внимания лет пять. И все благодаря «устной рекламе», когда родителей детей из музыкалки извещали - вот, мол, скоро фестиваль.
Настолько хорош этот фестиваль, не высказать. Я даже по-первости записывала его на диктофон, чтоб дома еще раз переслушать, продлить удовольствие. И если кто-то наивно думает, что там сплошь исключительно народная музыка звучит, то ошибается. Прислушайтесь к музыкальному оформлению старых советских фильмов, чаще всего играют именно ансамбли народных инструментов. Конечно, симфонический оркестр хорошо, но когда известные русские народные, казацкие иль советские песни сопровождает ансамбль народных инструментов, то ничуть не хуже, а даже наоборот, веселее.
Но опять почти те же грабли. Я лично видела только одну полную большую афишу со всей программой фестиваля - на филармонии. В понедельник 20 мая пришлось даже некий скандальчик поднять на Ярпортале по поводу полного отсутствия рекламы. Более того - нигде на сайтах Домов культуры, которые «несли» ответственность за проведение фестиваля и где должны были состояться концерты, ни на сайте мэрии не было информации об этом фестивале. Каково? Я даже распечатала один сайт для потехи. 20 мая - а там афиша апреля. Хорошо, однако ж, работают у нас чинуши от культуры. Но более всего меня убили ответы на мои звонки по приемным чинуш - распечатка звонков с моего телефона будет исключительно-замечательной. Куда я только ни звонила - но каждый отправлял меня все дальше. Я терпеливо звонила дальше. Практически никакого результата от моих звонков в течение двух дней. Сайт одного ДК вообще сейчас открыть не могу, другой ДК - в день фестиваля! - свой сайт обновил. На сайте мэрии информации о десятом - юбилейном - фестивале «Струны России» я до сих пор не нашла. Может, плохо искала? Про масленицу там много чего было. «Шарила по интернету»: самая свежая информация - про фестиваль 2011 года.
В день открытая фестиваля, что проходил в ДК им. Добрынина, я специально пешочком прошлась от «Туриста» до пл. Юбилейной, чтоб посмотреть - а как там с рекламой? Встретилось три тумбы, еще три-четыре места для расклейки объявлении. Много чего там висит, но ни одного плакатика о фестивале «Струны России» иль о фестивале хоров «Веснушка», что уже прошел, я не увидела.
Другими словами, концерты, фестивали, что проводятся за бюджетные деньги, - нигде нет рекламы. Рекламные плакаты только на чисто коммерческие концерты. Вывод, рекламы, зависящей от чиновной братии, - нет.
А концерт на открытии был шикарный. Особенно был хорош ансамбль из Липецка - чудесные голоса, буквально оперные, великолепен дирижер, классно играют - лучшее выступление на открытии. Но и наш ансамбль из Ростова не подкачал. Зал взрывался аплодисментами. На концерт ансамбля из ДК «Радий», у которого тоже два певца с оперными голосами, я точно пойду, лишь бы их сайт был в нормальном состоянии.
После концерта народ заволновался, забегал, чтоб узнать, где следующие концерты. Друг друга начали спрашивать, потому как ведущий со сцены сказал только про концерт-закрытие в филармонии, более всего зрителей интересовало: а где Липецк будет отдельно выступать? Программок фестиваля не было, той афиши, что я видела на филармонии, тоже не было.
Планировался концерт в ДК поселка Лесная Поляна на пятницу24 мая. Объявлений о нем ни в поселке, ни в ином месте не было. Мне пришлось о концерте в ДК поселка Лесная Поляна напечатать 60 объявлений (увы, маленьких и черно-белых, не было времени искать цветной принтер) и самой же поклеить. Официальное объявление о концерте с участием ансамбля из Швеции и ярославского муниципального оркестра «Струны Руси» появилось на поселковой доске объявлений вечером в среду 22 мая. Вы можете представить оперативность! Полное отсутствие просто житейской логики. Как за один день - четверг - может население всего поселка и увидеть объявление, и запланировать вечер следующего дня (планы ж строятся немножко заранее) Учитывать ведь надо и то обстоятельство, что как-то не принято у нас в одиночку ходить на концерты, значит - созвониться, договориться.
В день концерта я, специально в присутствии свидетелей, спросила руководство нашего ДК о том, когда им стало известно, что концерт фестиваля будет в Лесной Поляне. Две недели назад - последовал ответ. Я тут же второй вопрос задала - почему не повесили афиши- объявления заранее? «Так сорвут же» - посетовали руководители ДК. Я опять за свое: «Снова бы повесили». На что последовало возражение: «Нам что, делать нечего - афиши вешать заново?!»
Вот так и проводятся у нас фестивали... при полном бездействии маленьких и больших чиновников от культуры. Интересно, а сохранит ли свою должность наш леснополянский руководитель очага культуры после «провального концерта», когда в зале на 300 мест было всего 30 зрителей. Позор мирового масштаба - шведы же были. Более того, местные чиновники в зале даже не присутствовали, не говоря уже о том, чтоб букетик подарить артистам. Обидно было за артистов, потому что концерт был очень хороший.
На закрытии фестиваля 25 мая в филармонии участвовало три оркестра русских народных инструментов. Приехал еще оркестр народных инструментов из Иванова. Гала-концерт был просто отличный. Но на балконе было 6 рядов пустующих мест.
Так что, организаторы фестивалей, минимальный срок начала рекламной кампании перед любыми фестивалями - это две недели. Как и поступают все прочие - небюджетные - организаторы массовых мероприятий.
Нелли ЦАПУРИНА
*************************************************************************