Под таким названием в «Советской Ярославии» №14 от 17-23 апреля этого года опубликована статья Анны Серебряковой. В статье рассказывалось о взгляде на перспективы развития России и, в частности, Ярославской области специалиста в сфере социально-экономического развития регионов Н. Зуборевич. От редакции был вопрос: «А что думают наши читатели?»
Я не коренной житель Рыбинска, в городе появился в марте 1981 года как руководитель спичечной фабрики «Маяк». Поводом для моего назначения стало падение производства спичек на фабрике, а, как известно, в те годы правительство уделяло большое внимание производству спичек. Ведь тогда еще не было зажигалок, да и значительное количество жилья имело печное отопление.
Город Рыбинск, по-мнению Н. Зуборевич, - это «вторая Россия», т.е. «страна средних промышленных городов с населением от 20 до 500 тысяч жителей. Это города в целом с еще советским укладом жизни. Люди здесь в основном работают на промышленных предприятиях. С малым бизнесом «напряженка» из-за низкой платежеспособности населения и высокой цены вхождения в бизнес»
История Рыбинска до первой мировой войны - это история купеческого города, с перевалкой грузов сначала на гужевой транспорт, а с прокладкой железной дороги - на железнодорожный транспорт. Рыбинск был своеобразной столицей бурлаков. Ведь, по-моему, именно про Рыбина писал известный русский поэт Н.А. Некрасов: «Выдь на Волгу, чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется, то бурлаки идут бечевой». Численность города до 1916 года была около 25 тысяч человек. В1916 году, в связи с поражениями русской армии в мировой войне, началась эвакуация предприятий и населения из-под Петрограда и Псковской губернии. Так в городе появился автозавод «Рено», на основе которого в годы советской власти вырос крупнейший в стране завод по производству авиационных и дизельных двигателей, а из спичечной фабрички с кустарным производством выросла спичечная фабрика «Маяк», которая до 1993 года была одной из наиболее эффективно работающих спичечных фабрик в стране.
Но в городе развивались и другие отрасли - приборостроение, производство полиграфического оборудования, оборудования для атомной энергетики, судостроение и т.д. И к концу советского периода население города выросло в 10 раз, в 1985 году оно составило более 250 тысяч человек.
Однако в конце 80-х годов, и особенно в «лихие» 90-е годы, началось падение производства. Первым предприятием, которое ощутило падение производства, по моему мнению, стал приборостроительный завод. Ведь именно работники этого завода стали первыми кондукторами на автобусах и трамваях, и завод стал известен как «рынок РПЗ». От былого города, одного из самых высокотехнологичных городов, сейчас остаются одни воспоминания. На территории электротехнического завода «Магма» можно снимать эпизоды о военных действиях, да и название автобусной остановки стало «Микрорайон Ягутка». Названия многих остановок транспорта изменились, и будущие поколения не будут знать, что в городе был домостроительный комбинат, станкостроительный завод, кинотеатр «Центральный» и т.д.
Не случайно Рыбинск в последние годы стал одним из самых протестных городов на выборах в Государственную Думу РФ. Так, в 2011 году «Единая Россия» получила всего 24,15% голосов рыбинских избирателей, а КПРФ набрала 24,42%! Рыбинцы не намерены прогибаться. Борьба продолжается. И в ней победит народ. И кое-кому дадут пинка.
Виктор ДИЕВ
*************************************************************************