Я историк по образованию. Мне давно хотелось высказать свое отношение к канонизации Николая Второго, бездарного алкоголика, которого зачем-то объявили святым.
Если причислили к лику святых царя и его семью на основании того, что они были убиты большевиками, то я бы предложил объявить святыми, мучениками и страстотерпцами всех русских царей и царственных особ, которые кончили свою жизнь насильственным образом. Начать предлагаю с Павла Первого, которого, как известно, убил собственный сын Александр Первый. Дальше можно будет канонизировать Петра Третьего, убитого собственной женой, Екатериной Второй.
Дальнейшие кандидаты на канонизацию:
Император Иван Брауншвейг, малолетний сын Анны Леопольдовны, убитый в 1764 г. в Шлиссельбургской крепости по приказанию своей тетки, взошедшей на престол с помощью переворота новой царицы Елизаветы Петровны. Заслуживают наименования «мучеников» и все члены Брауншвейгской фамилии. Анна Леопольдовна, ее муж Антон Брауншвейг и их четверо детей, которые, по приказанию той же Елизаветы, содержались в заключении тридцать лет, и затем еще шесть лет после восшествия на престол Екатерины Второй.
Царевич Алексей, казненный отцом своим царем Петром.
Царевич Иоан Иоанович, убитый родным отцом, Иваном Грозным. А так же надо бы причислить к лику святых всех незаконных детей сего царя, которых он, будучи чрезвычайно набожен, считал зачатыми во грехе, а значит - исчадиями сатаны, и собственноручно душил сразу после рождения. Во всех них наполовину текла царская кровь - значит, они имеют полное право именоваться "царственными мучениками". Назовем еще Иоанову жену, Марию Долгорукую, которую он велел утопить на другой день после свадьбы, и еще несколько жен, насильно постриженных им в монастырь, где они либо были потихоньку придушены, либо умерли от тоски и одиночества.
Канонизация всех вышеперечисленных лиц царского происхождения вполне законна и логична. Если причислили к святым Николая Второго, убитого большевиками - то почему не причислить к святым царей, которые были убиты собственными детьми, отцами, женами и мужьями?
Кроме того: почему не причислить к невинно убиенным мученикам и жертвы Кровавого воскресения? Около тысячи питерских рабочих, которые 9 января 1905 года с иконами и портретами царя пошли к нему, веруя в его справедливость, и были встречены картечью?
А почему не причислить к мученикам жертв столыпинской реакции? Тысячи тех, кто по приговору военно- полевых судов получили "столыпинские галстуки" за то, что не хотели работать в день по пятнадцать часов на заводе, быть в кабале у кулака в деревне и подставлять спину под плеть полицейского исправника?
Максим СОКОЛОВ историк
"Рыбинская правда" №10 (66) 23 мая 2013 года
*************************************************************************