Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Чужая цивилизация

Оставлен admin птн, 04/19/2013 - 20:38

За отчетом правительства следили и за стенами Госдумы

Одним из распространенных сюжетов фантастических книг и фильмов ужасов является сюжет о соприкосновении землян с жителями иных планет и миров. При этом само собой предполагается, что общего языка мы с ними не найдем – ни по системе моральных ценностей, ни по отношению к себе и себе подобным. Представителей иных галактик совершенно не интересует то, что волнует жителей Земли. Чаще всего единственной целью инопланетян является овладение земными ресурсами, подчинение коренных жителей и использование их в качестве рабской силы, а также обеспечение себе любимым наиболее приятного и беззаботного времяпрепровождения.

Эти сюжеты вспоминались и вспоминались в течение всех четырех часов правительственного отчета в Госдуме 17 апреля 2013 года.

Сам отчет и последовавшие за ним ответы на вопросы наглядно показали степень осведомленности (практически нулевую) нынешнего правительства о проблемах и нуждах народа той страны, которой оно поставлено управлять, а также о желании (тоже почти нулевом) хоть как-то реагировать на очевидные запросы.

В начале выступления Медведев не преминул напомнить городу и миру о том, что это он был инициатором подобных отчетов правительства перед парламентом, уточнив, что данный отчет является пятым по счету. Предыдущие четыре озвучивал нынешний президент, поэтому и реакция на них была сдержанной.

Полагаю, что кое-кто ждал этого пятого отчета с особым интересом, – любопытно было узнать, какой формат общения предполагал инициатор. По моему мнению, получилось хуже. Вряд ли кто-то предполагал, что отчет правительства окажется простым сеансом самолюбования и любования командой.

События последних месяцев (в частности, устойчивое нежелание председателя правительства прислушиваться не только к сигналам с мест, но и к мнению непосредственного начальника) позволяли предположить, что к большей части вопросов Медведев окажется не готов. Скептики ошиблись. Не то чтобы премьер оказался готовым отвечать предметно и по существу, но годы, проведенные на верхних постах, видимо, научили его виртуозно уходить в сторону, обращая любую проблему в банальное пустословие.

Естественно, что подавляющая часть доклада была посвящена успехам и достижениям нового правительства. На первый взгляд озвученные цифры выглядят гладко и убедительно. Однако как только начинаешь их минимально анализировать, впечатление создается весьма безрадостное.

Ну, например, премьер говорит о темпе роста реальной заработной платы на 8,4 процента. А далее сообщает о росте заработной платы бюджетников на 18–20 процентов. Из этого явно следует, что у каких-то категорий работников реальная заработная плата в прошлом году уменьшилась.

Отрадным фактом называет Медведев беспрецедентно низкий уровень безработицы: 5,5% против 6,5% в 2011 году. При этом, правда, не уточняет, какая безработица имеется в виду – официальная (только те, кто получает пособия) или реальная. В любом случае речь идет как минимум о 4–5 млн человек. И это при наличии 10–12 млн трудовых мигрантов. Так в чем заслуга правительства – в том, что не может обеспечить своих граждан достойной работой, но активно участвует в формировании бюджетов домашних хозяйств ближнего зарубежья?

Рассказывая о государственном долге, премьер гордится, что его размер составляет 10 процентов с небольшим от ВВП. И тут же присовокупляет, что надежность нашей финансовой системы позволяет нам осуществлять выгодные заимствования на финансирование бюджетных приоритетов. Под какие проценты, не говорит, об этом говорит оппозиция. Говорит и недоумевает: отдаем свои под 1–2 процента, привлекаем займы по 5–8. Ну и в чем выгода от таких заимствований?

Красиво выглядит цифра в 6 млрд рублей на выплату пособий на третьего и последующих детей (в среднем по 7 тыс. руб. в месяц). Но это же всего 70 тыс. пособий. Неужели у нас только 70 тыс. детей, подпадающих под указанные критерии?

Наверное, замечательно, что построено более 70 больниц и поликлиник, капитально отремонтировано почти 2700, что в стране работает 12 высокотехнологичных медицинских центров. А сколько больниц, ФЦП, родильных домов закрыто только в прошлом году по причине их экономической нецелесообразности?

Достижением действующего правительства Медведев считает и принятие закона «Об образовании в Российской Федерации». По его мнению, двухлетнее обсуждение законопроекта завершилось нормально. То, что с нового учебного года будет фактически введено платное (пока частично) общее образование, премьер предпочитает не видеть.

Обескураживающе для многих выглядела позиция председателя правительства по вопросу оценки эффективности вузов. Несмотря на то что негодность критериев и пристрастность оценщиков становится всё более очевидной почти всем, премьер этот процесс поддерживает. Поэтому не выглядит удивительным то, насколько яростно Медведев бросился защищать министра образования.

Еще более удивительной выглядит отношение премьера к тем глобальным научным проектам, в свое время организованным по его инициативе и в основном в период медведевского президентства – Роснано и Сколково.

Вся страна уже несколько недель обсуждает просочившиеся в прессу тезисы доклада Счетной палаты о состоянии дел в новом ведомстве главного приватизатора. Похоже, никто уже не сомневается в том, что затея провалилась – расходы непрозрачны, но велики, ни одного сколько-нибудь значимого результата на выходе так и не появилось, а председатель правительства упоенно рассказывает о новых миллиардах, которые он готов передать в хищные руки гробовщика советской энергетики.

Аналогичная ситуация со Сколково. Уже на следующий день (18 апреля) туда явились следователи, еще ранее стало известно о случаях с исчезновением 24 млн. рублей, с неэффективным (по существу нецелевым) использованием нескольких миллиардов, размещенных на депозитах в банковских структурах основного куратора-олигарха. Ну, наверно, хотя бы пару слов критики или самокритики по данному поводу можно было сказать. Не дождались.

Те, кто еще застал отчетные доклады партийным съездам КПСС и пленумам, наверное, испытали чувство неловкости, когда услышали о событии года – открытии завода «Воронежсельмаш». Всего одного. В советские годы (которые так любит охаивать нынешний премьер-министр) новые заводы вводились десятками и сотнями в год, тысячами за пятилетку. Поэтому хвастаться открытием единственного завода (причем не вполне самостоятельно – в рамках крупного комбината, строительство которого было начато еще до революции, а основные работы произведены в советское время) – это несерьезно. Да и 2300 тракторов, переданных по программе лизинга, тоже не выглядят убедительно (в последнем году советской власти было выпущено почти в сто раз больше).

 

Было в докладе премьера и несколько открытий. Оказывается, правительство уже перенастроило систему государственной поддержки с учетом требований ВТО. На нее выделено аж 15 млрд рублей плюс 41 млрд на поддержку животноводства – более 60 млрд рублей. Вопрос о том, что растениеводство поздновато поддерживать в конце апреля, Медведев почему-то решил не будировать.

И к введению нового налога на недвижимость тоже все готово – «во всех регионах определена кадастровая стоимость зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства». Интересно, а будущие налогоплательщики об этом знают? И почему премьер считает подготовку к введению нового налога заслугой правительства?

Да, местные органы власти задыхаются от недостатка денег. Так, может быть, логичнее и правильнее было бы перераспределить поступления от иных налогов в пользу муниципалитетов и субъектов РФ? Например за счет НДС и подоходного налога. Нет, федеральный центр явно не собирается возвращать ранее отобранное, а всю налоговую и бюджетную политику строит на требовании решения проблем местных органов за счет населения. Успокоительные мантры в части того, что органы на местах могут дифференцировать ставки налога в зависимости от материального положения групп налогоплательщиков, стоят немногого. В консолидированном бюджете местные налоги будут закладываться по максимальной ставке, а предоставление льгот субсидиями и субвенциями из бюджетов других уровней компенсироваться не будет. Муниципалитетам просто будет предложено изыскивать дополнительные источники для восстановления выпавших доходов. А их, дополнительных источников, фактически и нет. Из всех налоговых поступлений помимо земельного налога и налога на имущество физических лиц, которые будут заменены налогом на недвижимость, местные органы власти сегодня могут получать только единый сельскохозяйственный налог (перспективы которого в условиях вступления в ВТО не представляются радужными), ЕНВД и налог от патентной системы налогообложения. (И здесь федеральное правительство расстаралось в деле уничтожения плательщиков названных налогов как класса.)

Не менее убого выглядят и «успехи» правительства в области инфраструктуры. Если премьеру в своем выступлении приходится отдельно упоминать про новый выход со МКАД, то, наверное, дело совсем плохо.

Не мог председатель правительства обойти вниманием и проблему развития Дальнего Востока. Когда он объявил о возможности принятия специального закона о развитии данного региона, в зале раздались чьи-то аплодисменты.

Слов нет, и Дальний Восток, и Восточную Сибирь поддерживать и развивать необходимо. Только возникает логичный и прагматичный вопрос: за счет каких источников (премьер с привычной легкостью пообещал выделить около 65 млрд рублей только на первое время)? Не так много у нас осталось территорий, с которых можно собрать дополнительные налоговые взносы. Если посмотреть на карту, то нетрудно заметить, что весь юг европейской части, Среднее и Нижнее Поволжье, большая часть черноземной зоны давно и прочно сидят на бюджетных дотациях. Западная Сибирь – территория богатая, но интересы ее представлены «углеводородными олигархами» (в том числе и окологосударственными), которые своими сверхдоходами делиться явно не спешат.

Остается только Центральный и Северо-Западный округа. Причем наиболее денежные субъекты – Москва и Питер – тоже имеют собственное мнение по вопросу использования бюджетных средств, да и бюджеты у них дефицитные. Следовательно, вся тяжесть новых проектов ляжет на исконно русские, исторические области (те, что севернее Оки и западнее Вятки) – земли с не самыми благоприятными климатическими условиями, с никакой инфраструктурой и отнюдь не перенасыщенные промышленными предприятиями и агрохолдингами. Хватит ли у этих областей ресурсов и терпения? И когда, наконец, до них-то очередь дойдет – в части бюджетных вливаний?

Кто-то назовет это чисто бухгалтерским подходом, но представляется вполне логичным, чтобы высокие чиновники, раздавая очередные обещания (под шумное одобрение соратников), называли бы и источники, за счет которых эти обещания планируется исполнять. А то опять неловко получится, как с прошлогодними путинскими предвыборными указами.

В данном случае проблему можно было бы решить за счет перераспределения нефтегазовых доходов (в сторону уменьшения их доли, сливаемой за границу). Но вместо этого Медведев пообещал нефтяникам и газовикам «более гибкое налоговое регулирование». В переводе на нормальный русский язык это означает, что политика предоставления новых льгот и преференций естественным монополиям, и без того захлебывающимся от избытка денег, будет продолжаться.

 

Далее наступила очередь вопросов. Утром того же дня спикер Нарышкин пообещал, что при необходимости вопросов может быть задано и более, чем по три от фракции. Потом передумал. Итого задано было всего 12 вопросов. Впрочем, судя по реакции председателя правительства, если бы их было задано в два-три раза больше, информативность ответов повысилась бы незначительно.

Из всех вопросов можно выделить только четыре, которые представляют интерес для большей части потенциальных слушателей. Причем вопросы, как правило, были интереснее ответов.

Уже на первый вопрос о перспективах деофшоризации экономики (на которую, кстати, не так давно ориентировал и действующий президент) Медведев в своем ответе отделался общими фразами и призывами. В конечном счете свел проблему к необходимости дополнительной поддержки тех, кто хочет накапливать денежные средства внутри страны. Проще говоря, в несколько завуалированной форме пообещал всем, кто 20 лет прятал отжатые от народа деньги за бугром, всепрощение и дополнительные преференции.

Другой вопрос от КПРФ касался судеб субъектов малого предпринимательства, вынужденных сворачивать трудный и малоприбыльный бизнес в результате новых правительственных инициатив. Вот тут премьер заговорил о социальной справедливости (вывоз денег в офшоры и искривление налогового и гражданского законодательства в пользу крупного бизнеса, видимо, принципам социальной справедливости не противоречит). Пообещал в неопределенной перспективе дифференциацию подходов к ставкам страховых взносов в зависимости от размера бизнеса и заявил о необходимости всех субъектов формировать собственные пенсионные накопления.

Слова, наверно, правильные. Только в вопросе подразумевалось несколько иное – правительство в погоне за мизерной суммой в 30–35 млрд рублей приняло необдуманное решение, в результате чего вместо прибавки внебюджетные фонды получат сопоставимый по размерам убыток. Да еще и бюджеты пострадают (закрывшееся малое предприятие не только страховых взносов не платит, оно и налогов не платит). Логичны вопросы: почему никто за такое решение не ответил и как предполагается ситуацию исправлять? Ответов депутаты по сути не получили.

Не могло обойтись и без вопроса о судьбе пресловутого 354-го постановления. Вроде бы и президент под личный контроль эту проблему взял, и пропиарился на этом деле основательно. Медведевский ответ был по-военному кратким и по-либеральному бессодержательным: «…действительно, далеко не все методики, которые мы утверждаем, потом идеально работают на практике. Мы, естественно, посмотрим и на 354-е постановление (в него уже определенные изменения вносились), и на тот законопроект, который вы предлагаете. Если я правильно понимаю смысл вопроса, речь идет о том, чтобы внести изменения, по-моему, в 157-ю статью Жилищного кодекса и установить это ограничение 5% по общедомовым расходам…»

Интересно, что изменения в 345-е постановление на тот момент действительно были внесены постановлением правительства РФ № 334, которое было подписано Медведевым 16 апреля, но опубликовано только 18-го, на следующий день после отчета.

Есть в этих изменениях определенная позитивная динамика и послабления. В частности, до правительства наконец-то дошло, что взимать плату за водоотведение с общедомовых нужд всё равно что требовать плату за воздух. Несколько упрощен порядок представления данных о фактическом расходе, который ранее напоминал обязанности условно освобожденного отмечаться в соответствующих органах – строго в установленные сроки и ежемесячно.

Разумеется, ни о каком пятипроцентном ограничении в новых изменениях речи нет. Сказано только, что общедомовые расходы теперь будут возмещаться по установленным нормативам. Да, только за последние 20 лет что-то не припоминается случая, чтобы органы, наделенные правом устанавливать нормативы и тарифы, хотя бы раз обидели коммунальщиков.

Ну, и либералы не были бы либералами, если бы не включили в новое постановление пунктик, предусматривающий новые поборы. Если к 2015 году где-то не будут установлены общедомовые приборы учета (на воду, тепло и электроэнергию), то к тарифам будет применяться повышающий коэффициент, увеличивающийся на 10 процентов каждые полгода. В результате в течение трех лет этот повышающий коэффициент вырастет до показателя 1.6, а реальный размер платежей (с учетом ежегодной их индексации, которую никто отменять не собирается) увеличится более чем вдвое.

Этот же повышающий коэффициент будет применяться и в некоторых других случаях, например если коммунальщики два раза не смогут по каким-либо причинам попасть в помещение для проверки счетчиков, или плательщик не представит данные о фактическом расходе более чем за шесть месяцев.

Ну просто «легкость мысли необыкновенная» – вот так, без какого-либо юридического или экономического основания кабинет министров вводит новые поборы, снова показывает свое истинное лицо и окончательно дискредитирует все многомесячные потуги на этом поприще действующего президента.

Весьма показательным в части определения отношения правительства к разным группам населения оказался ответ на вопрос о «золотых парашютах». Оказывается, премьер считает такую практику нормальной и даже необходимой – для того чтобы стимулировать менеджеров. Для справки: для прочих трудящихся преду­смотрена выплата выходного пособия в размере месячного или двухнедельного заработка, да и то в зависимости от причин увольнения. То есть простых рабочих, инженеров, управленцев среднего и низшего звена стимулировать не надо? Или топ-менеджеры живут в другой, инопланетной реальности и по своим инопланетным законам?

 

Выступления от фракций были ожидаемы – конструктивная и жесткая критика со стороны КПРФ и «СР», сумбурная – со стороны ЛДПР, беззубая – от единороссов. Правда, зампред фракции Васильев позволил себе (не иначе как внутренне зажмурившись) вопрос про нулевое промилле. Почему-то показалось, что премьер к этому вполне очевидному вопросу оказался не готов, – он начал что-то бубнить про технические характеристики приборов, запутался в десятых и сотых долях, наконец, вроде бы сквозь зубы согласился. Правда, его пресс-секретарь Тимакова уже на следующий день объявила, что правительство от нулевого промилле отказываться не собирается (поневоле задумаешься, кто там у них главный?).

Заключительное слово премьера по существу стало пересказом некоторых тезисов основного доклада.

В течение всех четырех часов ни один из приглашенных министров не проронил ни слова. Они сидели в отведенных им ложах с каменными лицами. И только иногда, когда называлась конкретная фамилия, ее обладатель улыбался. Наверное, со стороны это выглядит странным – тебя ругают, обвиняют во всех грехах, а ты тихо хихикаешь. Потому и улыбки эти казались ехидными, победными и несколько глуповатыми.

А еще при виде этого дружного коллектива создавалось впечатление полного политического тупика и какой-то безнадеги. Весь кабинет министров демонстрировал полную уверенность в своей правоте, нежелание чего-то менять, вообще отсутствие желания понимать насущные проблемы экономики и населения и отсутствие желания нормально работать. И от всей этой корпорации как бы исходила уверенность в собственной непогрешимости и непоколебимости положения.

Действующие в настоящее время процедуры возможного смещения правительства немногочисленны, сложны и практически нереализуемы. Парламентское большинство своего партийного лидера в обиду не даст. Надежда на радикальное решение со стороны действующего президента тоже призрачна и фантастична. Он ведь почти сразу сказал, что отчет ему понравился. Хотя что там могло понравиться, а?

В.Р. ЗАХАРЬИН

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes