Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Поэт некрасовской школы

Оставлен Евгений Гусев пн, 04/08/2013 - 07:01
Аватар пользователя Евгений Гусев

Беру на себя смелость именно так озаглавить мате­риал о творчестве Натальи Родионовой. И не стоит разби­раться, что здесь главное: бли­зость её к музе «великого пе­чальника» или местожительство. И то, и другое. Всё вместе. Неразрывно.

Действительно, посёлок Некрасов­ское сегодня вполне можно назвать одним из самых ярких литературных мест - очагов! - нашей области. Да не обидятся на меня собратья по перу из других лито родной Ярославщины - Рыбинска, Углича, Тутаева, Мышкина, Большого села, Пречистого и др., но некрасовское «Откровение» давно и прочно в числе лидеров по количеству и качеству, извините, своих литерато­ров. Поэты и прозаики, художники и музыканты этого небольшого поселе­ния, всерьёз занимающиеся творче­ством, смогли заявить о себе как со­стоявшиеся творцы.

Так и подмывает перечислить име­на дорогих и близких мне по духу лю­дей, сказать о каждом два-три слова. Но сегодня поговорим об одном, едва ли не самом одарённом некрасовском писателе - Наталье Родионовой. Вер­нее, о её очередном сборнике поэзии и прозы «Откровение сердца».

Не скажу, что сразу и безоговороч­но принял название книги. Показалась некоторая излишняя «литератур­ность». Но это до тех пор, пока не от­крыл первую станицу. Открыл и... ус­тыдился своих мыслей, подозрений. Другого названия просто быть не мо­жет! Потому что - откровение сердца. Потому что - исповедь.

Это я к тому, чтобы предостеречь иного торопливого читатели или «кри­тика румяного» от скоропалительных выводов и саркастических улыбок. Заг­ляните в книгу, господа, прочтите, - честное слово, не пожалеете.

Поэтическая часть книги открыва­ется разделом, где собраны стихи о Ярославле, о России, о природе. Лег­ко сказать - стихи о Ярославле. Или о Родине. Или о природе. Таких вещей - писано-переписано. И легко, кажет­ся, пуститься в повтор, в перепев. На­шему автору этого удалось избежать.

Вот из стихотворения «Величие»: «Я с тобою вместе торжествую / И твоей известностью гор­жусь, - / Разве можно не любить такую / Древнюю и молодую Русь!».

Даже названиями сти­хотворений Наталья Роди­онова как бы подчёркива­ет свои дочерние чувства

к земле, где родилась, где работает учителем в деревенской школе, - «Ро­дина светлая», «Моя Россия», «Дере­венский уют», «Родное», «Дорога к дому». Она не прячет своих чувств, не учит патриотизму, не навязывается в собеседники, не призывает любить родину «не смотря ни на что», она про­сто говорит: «Ты и боль моя, и спасе­ние».

Немногим дано избежать ложного пафоса, крикливости в такой весьма непростой теме. Н.Родионовой - уда­лось. Почему? Потому что она свято чтит и помнит завет Маяковского: «Я б запретил декретом Совнаркома / пи­сать о Родине бездарные стихи!».

В этой книге есть раздел, который условно можно назвать «Времена года». И вновь - открытие, удивление, вос­торг. Осень, например, у поэтессы бы­вает и такая, и этакая, и форсит, и даже твист танцует. Прекрасно! Вот стихот­ворение «Улыбка осени»: «Золото лис­тьев шуршит под окном, - / Мягкая, светлая осень. / Плечи укрыла цветас­тым платком / Тонкого кружева про­синь».

Стихи в книге в основном новые, но есть и знакомые по предыдущим сборникам. Приятно вновь, как со ста­рым знакомым, встретиться с «Ромаш­ковым домом».

Не будь раздела «К высокой памя­ти шагнуть», книга, на мой взгляд, ут­ратила бы многое, была бы неполной, не до конца раскрывающей творчес­кий диапазон автора. «Гвоздики на кре­сте», «Отцовский след», «Стена молча­ния», «Голос войны», «Оборванная юность», «Материнская боль» - назва­ния стихов говорят сами за себя.

Хочется сказать спасибо поэтессе за смелость, за честность и душевную щедрость, за предоставленную воз­можность ещё раз «шагнуть к высокой памяти». Что и говорить - немодная нынче тема. Конъюнктурщики вовсю спекулируют на святом, выдавая без­дарные поделки за художественные произведения. Думаю, напёрсточники от литературы и шарлатаны от поли­тики устыдятся, прочитав чистые, ис­кренние, талантливые строки из этого раздела. Вечный огонь на могиле сол­дата потушить можно, а вот затоптать отцовский след, убить память - слабы потуги. Спасибо, Наташа!

Вообще говоря, всё творчество Н.Родионовой на сегодняшнем лите­ратурном поле, на котором буйно раз­росся бурьян рассудочной, «силиконо­вой» поэзии с вызывающе торчащими кочками постмодернизма, восприни­мается как зелёная трава, неведомым образом пробившаяся сквозь бетон и асфальт. Поэты, которых она призва­ла в свои учителя, легко угадываются: Кольцов, Никитин, Некрасов, Есенин, Рубцов.

Поэзия - дело тёплое, она - удивление, она «вся - езда в незнае­мое». Главное - не потерять в себе что-то главное, без чего нельзя жить и писать стихи. Наташу Родионову в равной мере можно отнести как к ли­рикам, так и к философам. Стихи её насыщены экспрессией, а с техничес­кой точки зрения заслуживают са­мых лестных отзывов. Лирика её - негромкая, но пронзительная. И всё- таки чаще - задумчивая, неспешная. Ей нет необходимости потрясать ос­новы. Она не пытается поразить нас дерзкими рифмами, противоречивы­ми образами или новоязом. Ей глу­боко чужды словесная эквилибрис­тика и заумь. Она пишет просто, но и повторов не боится. Потому что её мысль, тесно связанная с чувством, не прячется в строках, а витает над ними, под их аккомпанемент. Она ведёт с читателем тихий разговор о Главном.

Наталья Родионова - поэт удиви­тельно светлый, гармоничный. Даже там, где появляется ностальгическая интонация, всё равно жизнерадостный мотив побеждает. Интонация доверия к жизни и полного её приятия, привер­женность традиционализму - вот ос­новные черты её творчества.

В книге немало стихов, написан­ных в песенной форме. Что ж, петь свои стихи своему народу - огромная от­ветственность, которую нельзя присво­ить произвольно, её можно только зас­лужить. Никто в народе не будет слу­шать того, кому нечего сказать народу. И тем более достойным становится это, чем сильнее рекламируется нынешнее пустозвонство, чем яростнее борьба за сохранение отечественной литературы.

«Родник добра и бесконечной веры» - так озаглавлен раздел, кото­рым открывается прозаическая часть книги. Для вдумчивого и неторопли­вого читателя многое сразу становит­ся понятно. Любое слово здесь - клю­чевое, обладает тем таинственным маг­нетизмом, притягательностью, кото­рое и называется «загадкой творче­ства», а проще - дарованием худож­ника.

Будь моя воля, не стал бы разде­лять книгу на части - поэтическую и прозаическую, поскольку ещё вопрос, где её, поэзии, больше? Это, конеч­но, в нашей литературе явление изве­стное, но не столь уж и частое. И тем приятнее встретиться с такой поэтич­ной прозой. «Осень... Падают листья... Как просто! Только что-то скрыто в этой простоте непонятного для лю­дей..». Напиши автор эти строчки «в столбик» - готовое стихотворение. И это не только в её коротеньких лири­ческих зарисовках, пейзажных эссе, но и там, где речь идёт о людях, прошед­ших коллективизацию, войну, голод­ное послевоенное детство, работу в колхозе «за палочки» и прочие «ра­дости жизни».

Немало у Н.Родионовой вещей, где она размышляет о творчестве, расска­зывает о своих друзьях-писателях, ху­дожниках, артистах, коллегах-учите­лях. Приятно встретить на страницах

книги «знакомые всё лица» - С.Комогорцеву, Е.Ржанова, Г.М.Глазырину, Н.П.Муханову и других, узнать о сту­денческой жизни и начале педагоги­ческой деятельности автора книги. С душевной теплотой и уважением по­вествует Наталья Николаевна о земля- кахнекрасовцах, о левашовцах, о тех, с кем свела судьба на жизненной и творческой дороге. А с какой любовью пишет она о «братьях наших меньших»!

«Дом у пруда» читаю и начитаться не могу. Помню, такое же чувство испы­тывал в детстве от рассказов Пришви­на и Бианки. Действительно, всё здесь «В гармонии с сердцем», как называ­ется заключительный раздел книги.

Заметил, что с течением времени литературное творчество Натальи Ни­колаевны становится всё немногос­ловнее, концентрированнее. Но это по-прежнему - поэзия. И данный сборник - подтверждение тому. Не­вольно попадаешь под обаяние её внешне простых, бесхитростных строк, но которые можно написать только при полной душевной яснос­ти. Это и есть тот самый дар божий. И дар этот ни за что не подделаешь с помощью самых изощрённых стилис­тических приёмов.

В этой книге - добротное мастер­ство, отчётливо сформулированный запрос на правду. Кроме того - искрен­нее удивление перед красотой и мно­гообразием мира, и вместе с тем пе­чаль оттого, что немало в этом мире несовершенства. Печаль, но - светлая. За одно это испытываешь благодар­ность к автору.

Хорошая книга - всегда редкость. Книга с радостной тональностью - тем более. В этой книге - взволнован­ность, чистота, искренность. И - вера в счастье. Спасибо!

Невольно на ум приходят зацитированные, но такие верные слова А.Фе­та о книге Ф.Тютчева: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяже­лей».

Уверен, что книга Н.Родионовой «Откровение сердца» нуждается в чи­тателе. Нуждается и обретёт его!

 

Евгений ГУСЕВ,

член Союза писателей России.

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes