Беру на себя смелость именно так озаглавить материал о творчестве Натальи Родионовой. И не стоит разбираться, что здесь главное: близость её к музе «великого печальника» или местожительство. И то, и другое. Всё вместе. Неразрывно.
Действительно, посёлок Некрасовское сегодня вполне можно назвать одним из самых ярких литературных мест - очагов! - нашей области. Да не обидятся на меня собратья по перу из других лито родной Ярославщины - Рыбинска, Углича, Тутаева, Мышкина, Большого села, Пречистого и др., но некрасовское «Откровение» давно и прочно в числе лидеров по количеству и качеству, извините, своих литераторов. Поэты и прозаики, художники и музыканты этого небольшого поселения, всерьёз занимающиеся творчеством, смогли заявить о себе как состоявшиеся творцы.
Так и подмывает перечислить имена дорогих и близких мне по духу людей, сказать о каждом два-три слова. Но сегодня поговорим об одном, едва ли не самом одарённом некрасовском писателе - Наталье Родионовой. Вернее, о её очередном сборнике поэзии и прозы «Откровение сердца».
Не скажу, что сразу и безоговорочно принял название книги. Показалась некоторая излишняя «литературность». Но это до тех пор, пока не открыл первую станицу. Открыл и... устыдился своих мыслей, подозрений. Другого названия просто быть не может! Потому что - откровение сердца. Потому что - исповедь.
Это я к тому, чтобы предостеречь иного торопливого читатели или «критика румяного» от скоропалительных выводов и саркастических улыбок. Загляните в книгу, господа, прочтите, - честное слово, не пожалеете.
Поэтическая часть книги открывается разделом, где собраны стихи о Ярославле, о России, о природе. Легко сказать - стихи о Ярославле. Или о Родине. Или о природе. Таких вещей - писано-переписано. И легко, кажется, пуститься в повтор, в перепев. Нашему автору этого удалось избежать.
Вот из стихотворения «Величие»: «Я с тобою вместе торжествую / И твоей известностью горжусь, - / Разве можно не любить такую / Древнюю и молодую Русь!».
Даже названиями стихотворений Наталья Родионова как бы подчёркивает свои дочерние чувства
к земле, где родилась, где работает учителем в деревенской школе, - «Родина светлая», «Моя Россия», «Деревенский уют», «Родное», «Дорога к дому». Она не прячет своих чувств, не учит патриотизму, не навязывается в собеседники, не призывает любить родину «не смотря ни на что», она просто говорит: «Ты и боль моя, и спасение».
Немногим дано избежать ложного пафоса, крикливости в такой весьма непростой теме. Н.Родионовой - удалось. Почему? Потому что она свято чтит и помнит завет Маяковского: «Я б запретил декретом Совнаркома / писать о Родине бездарные стихи!».
В этой книге есть раздел, который условно можно назвать «Времена года». И вновь - открытие, удивление, восторг. Осень, например, у поэтессы бывает и такая, и этакая, и форсит, и даже твист танцует. Прекрасно! Вот стихотворение «Улыбка осени»: «Золото листьев шуршит под окном, - / Мягкая, светлая осень. / Плечи укрыла цветастым платком / Тонкого кружева просинь».
Стихи в книге в основном новые, но есть и знакомые по предыдущим сборникам. Приятно вновь, как со старым знакомым, встретиться с «Ромашковым домом».
Не будь раздела «К высокой памяти шагнуть», книга, на мой взгляд, утратила бы многое, была бы неполной, не до конца раскрывающей творческий диапазон автора. «Гвоздики на кресте», «Отцовский след», «Стена молчания», «Голос войны», «Оборванная юность», «Материнская боль» - названия стихов говорят сами за себя.
Хочется сказать спасибо поэтессе за смелость, за честность и душевную щедрость, за предоставленную возможность ещё раз «шагнуть к высокой памяти». Что и говорить - немодная нынче тема. Конъюнктурщики вовсю спекулируют на святом, выдавая бездарные поделки за художественные произведения. Думаю, напёрсточники от литературы и шарлатаны от политики устыдятся, прочитав чистые, искренние, талантливые строки из этого раздела. Вечный огонь на могиле солдата потушить можно, а вот затоптать отцовский след, убить память - слабы потуги. Спасибо, Наташа!
Вообще говоря, всё творчество Н.Родионовой на сегодняшнем литературном поле, на котором буйно разросся бурьян рассудочной, «силиконовой» поэзии с вызывающе торчащими кочками постмодернизма, воспринимается как зелёная трава, неведомым образом пробившаяся сквозь бетон и асфальт. Поэты, которых она призвала в свои учителя, легко угадываются: Кольцов, Никитин, Некрасов, Есенин, Рубцов.
Поэзия - дело тёплое, она - удивление, она «вся - езда в незнаемое». Главное - не потерять в себе что-то главное, без чего нельзя жить и писать стихи. Наташу Родионову в равной мере можно отнести как к лирикам, так и к философам. Стихи её насыщены экспрессией, а с технической точки зрения заслуживают самых лестных отзывов. Лирика её - негромкая, но пронзительная. И всё- таки чаще - задумчивая, неспешная. Ей нет необходимости потрясать основы. Она не пытается поразить нас дерзкими рифмами, противоречивыми образами или новоязом. Ей глубоко чужды словесная эквилибристика и заумь. Она пишет просто, но и повторов не боится. Потому что её мысль, тесно связанная с чувством, не прячется в строках, а витает над ними, под их аккомпанемент. Она ведёт с читателем тихий разговор о Главном.
Наталья Родионова - поэт удивительно светлый, гармоничный. Даже там, где появляется ностальгическая интонация, всё равно жизнерадостный мотив побеждает. Интонация доверия к жизни и полного её приятия, приверженность традиционализму - вот основные черты её творчества.
В книге немало стихов, написанных в песенной форме. Что ж, петь свои стихи своему народу - огромная ответственность, которую нельзя присвоить произвольно, её можно только заслужить. Никто в народе не будет слушать того, кому нечего сказать народу. И тем более достойным становится это, чем сильнее рекламируется нынешнее пустозвонство, чем яростнее борьба за сохранение отечественной литературы.
«Родник добра и бесконечной веры» - так озаглавлен раздел, которым открывается прозаическая часть книги. Для вдумчивого и неторопливого читателя многое сразу становится понятно. Любое слово здесь - ключевое, обладает тем таинственным магнетизмом, притягательностью, которое и называется «загадкой творчества», а проще - дарованием художника.
Будь моя воля, не стал бы разделять книгу на части - поэтическую и прозаическую, поскольку ещё вопрос, где её, поэзии, больше? Это, конечно, в нашей литературе явление известное, но не столь уж и частое. И тем приятнее встретиться с такой поэтичной прозой. «Осень... Падают листья... Как просто! Только что-то скрыто в этой простоте непонятного для людей..». Напиши автор эти строчки «в столбик» - готовое стихотворение. И это не только в её коротеньких лирических зарисовках, пейзажных эссе, но и там, где речь идёт о людях, прошедших коллективизацию, войну, голодное послевоенное детство, работу в колхозе «за палочки» и прочие «радости жизни».
Немало у Н.Родионовой вещей, где она размышляет о творчестве, рассказывает о своих друзьях-писателях, художниках, артистах, коллегах-учителях. Приятно встретить на страницах
книги «знакомые всё лица» - С.Комогорцеву, Е.Ржанова, Г.М.Глазырину, Н.П.Муханову и других, узнать о студенческой жизни и начале педагогической деятельности автора книги. С душевной теплотой и уважением повествует Наталья Николаевна о земля- кахнекрасовцах, о левашовцах, о тех, с кем свела судьба на жизненной и творческой дороге. А с какой любовью пишет она о «братьях наших меньших»!
«Дом у пруда» читаю и начитаться не могу. Помню, такое же чувство испытывал в детстве от рассказов Пришвина и Бианки. Действительно, всё здесь «В гармонии с сердцем», как называется заключительный раздел книги.
Заметил, что с течением времени литературное творчество Натальи Николаевны становится всё немногословнее, концентрированнее. Но это по-прежнему - поэзия. И данный сборник - подтверждение тому. Невольно попадаешь под обаяние её внешне простых, бесхитростных строк, но которые можно написать только при полной душевной ясности. Это и есть тот самый дар божий. И дар этот ни за что не подделаешь с помощью самых изощрённых стилистических приёмов.
В этой книге - добротное мастерство, отчётливо сформулированный запрос на правду. Кроме того - искреннее удивление перед красотой и многообразием мира, и вместе с тем печаль оттого, что немало в этом мире несовершенства. Печаль, но - светлая. За одно это испытываешь благодарность к автору.
Хорошая книга - всегда редкость. Книга с радостной тональностью - тем более. В этой книге - взволнованность, чистота, искренность. И - вера в счастье. Спасибо!
Невольно на ум приходят зацитированные, но такие верные слова А.Фета о книге Ф.Тютчева: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей».
Уверен, что книга Н.Родионовой «Откровение сердца» нуждается в читателе. Нуждается и обретёт его!
Евгений ГУСЕВ,
член Союза писателей России.
*************************************************************************