Лето 2014-го началось в Рыбинске с плохих новостей. А что может быть хуже, чем очередное изъятие денег из тощих кошельков наших сограждан?
Расходы
С 1 июля 2014 года нас ожидает девятипроцентный средневзвешенный рост тарифов на все коммунальные услуги. Более других подорожает водоотведение — на 19.1 процента, холодное водоснабжение — на 15.1 процента, ну, и, конечно, отопление — на 10.3 процента.
Еще одной плохой новостью является ОДН. Впрочем, новых информационных поводов в истории с повышением в разы потребления общедомовой электроэнергии нет, потому новость эту можно назвать длящейся.
И еще совсем скоро нам принесут первые платежки от пирамидостроителей — плату за капитальный ремонт. Ежемесячный 30-летний оброк на наше жилье составит примерно 300 рублей на среднестатистическую 50-метровую квартиру.
Но, может быть, в плохих новостях есть и хорошие составляющие? Может, город, в котором мы живем, станет от всего этого богаче, лучше и краше?
Бюджет
В мае департаментом финансов администрации была опубликована статистика по итогам исполнения бюджета городского округа город Рыбинск за 1 квартал 2014 года.
Город самостоятельно обеспечен на 37 процентов от необходимого, при этом выполнение по налоговым доходам на конец квартала составляет 22,3 процента, а по неналоговым доходам — на 17,2 процента.
Подобная структура доходов складывается на основании федеральной законодательной базы: большая часть рыбинских налогов перечисляется в вышестоящие бюджеты, в местной казне остается лишь 30 процентов НДФЛ, налоги на землю и имущество физических лиц. Существует еще налог на прибыль предприятий, часть которого тоже поступает в бюджет города. Но рассчитывать на бурный рост рентабельности местного бизнеса не приходится по известным причинам, связанным с общероссийскими проблемами экономики.
Структура местных налоговых поступлений в бюджет Рыбинска такова: 61% — НДФЛ, 26% — земельный налог, 10% — ЕНВД, 3% — все остальное.
Существует ли у рыбинской администрации возможность самостоятельно увеличить доходную часть бюджета? Могут ли наши местные власти хоть как-то разделить с нами бремя пополнения бюджета? Но сначала о том, как тратятся эти деньги.
Структура расходов бюджета городского округа город Рыбинск за 1 квартал 2014 года
- Департамент образования — 41,4%
- Департамент по физической культуре и спорту — 10,1%
- Управление культуры — 4,2%
- Департамент по социальной защите — 20,7%
- Департамент имущественных и земельных отношений — 0,7%
- Департамент архитектуры и градостроительства — 0,3%
- Департамент финансов — 2,1%
- Контрольно-счетная палата — 0,1%
- Управление строительства 5,8%
- Департамент ЖКХ — 12,2%
- Администрация Рыбинска — 2,3%
- Рыбинский муниципальный Совет — 0,2%
С образованием, соцзащитой, культурой вопрос понятен — это святое, а вот департаменты ЖКХ и финансов хотелось бы посмотреть подробнее.
На что тратит основную массу денег департамент ЖКХ и сколько из них приходится на каждого жителя нашего города за 1 квартал 2014 года?
Расходы департамента ЖКХ
Расходы всего. Руб. | Расходы в расчете на 1 жителя за 1 квартал 2014г. Руб. | |
Транспорт | 10 200 000 | 52 |
Дорожное хозяйство | 42 744 288 | 217 |
Жилищное хозяйство | 2 583 384 | 13 |
Коммунальное хозяйство | 53 366 413 | 271 |
Благоустройство | 29 779 193 | 151 |
Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства | 3 976 710 | 20 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды | 200 801 | 1 |
Социальное обеспечение населения | 648 972 | 3 |
Структура расходов департамента финансов: 74% — обслуживание государственного и муниципального долга, 26% — обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового контроля.
Основная забота департамента финансов — обслуживание муниципального долга. Долгов в городе набралось немало — 1 383 000 000 (один миллиард триста восемьдесят три миллиона) рублей. Или по 7 035 рублей на каждого жителя включая младенцев и пенсионеров.
Структура городских долгов
- 756 000 000 — по кредитам, полученным от кредитных организаций
- 380 000 000 — по кредитам, полученным от других бюджетов
- 247 000 000 — по муниципальным гарантиям
Если соотнести долги с налоговой и неналоговой доходными составляющими нашего бюджета, то картина появляется совсем унылая:
- Годовые налоговые и неналоговые доходы — 1 942 618 800 рублей
- Долг — 1 383 000 000 рублей.
Итак, существует ли возможность у рыбинских властей заработать для бюджета (читай — для нас с вами), и каким образом можно это сделать?
Потенциальные доходы
Первое, что приходит на ум, — это рациональное использование муниципального имущества.
Основные доходы приходятся на продажу (60 процентов), а не на использованием муниципального имущества (36 процентов). Но ликвидного имущества в городе остается все меньше, да и спрос на него во время рецессии не слишком велик.
Разумеется, в собственности муниципальной власти не должны оставаться МУПы, не приносящие доход, содержание которых не окупает вложений в их практически бросовые активы. Но и иные объекты также не должны продаваться по бросовым ценам. Есть ли возможность соблюсти баланс интересов и при этом заработать?
Для начала необходимо разработать и принять регламент экономического обоснования эффективности владения активом. Он должен содержать методологию оценки этой эффективности, например, как отношение годовой чистой прибыли к рыночной стоимости объекта, и рассчитываться примерно так же, как коэффициент капитализации для объектов недвижимости.
Затем, мы должны определиться с границами отчуждения. Высокоэффективные ликвидные активы не подлежат продаже. Они остаются в собственности, приносят доход и могут использоваться в качестве залоговой базы.
В партнерстве с бизнесом
Потенциально эффективные активы или активы, от которых зависит жизнеобеспечение города, допустимо использовать только в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП). А вот неэффективные активы нужно продавать или использовать в проектах ГЧП.
Исходя из приведенной методологии, нужно корректировать имеющиеся планы приватизации и только потом начинать процедуру отчуждения.
Если посмотреть информацию о выставленных на продажу объектах городской недвижимости, то можно заметить, что сроки экспозиции некоторых объектов уже достаточно велики. Это обусловлено их местом расположения, техническим состоянием или другими внешними негативными факторами. А как известно, если актив не генерирует доходы, то он приносит убытки. Соответственно продать их можно только значительно снижая стоимость. Но есть варианты.
Для начала формулируются цели, наиболее значимыми из которых — получение дополнительных доходов от низколиквидных активов, снижение затраты на их обслуживание и содержание, что также можно рассматривать как доходы, мотивирование развитие малого бизнеса и самозанятого населения.
В одном из городов в соответствии с этими целями местные власти приняли решение о запуске широкого спектра малых локальных проектов государственно-частного партнерства, благо, такая возможность обусловлена региональным законодательством.
Для информирования населения были задействованы городские информационные ресурсы и иные возможности. Населению для создания бизнеса предлагалось все — помещения, подвалы, выставленные на продажу объекты, у которых заканчивался срок действия оценки, «уплотнялись» офисы и другие избыточные площади МУПов и т.д. Принимались любые предложения местного бизнеса о совместном использовании активов. Рассматривалось все, а запускались наиболее удачные и реалистичные варианты.
Это дало возможность создать целый спектр предприятий малого бизнеса — парикмахерские, прачечные, мастерские по пошиву и ремонту одежды, мастерские по ремонту бытовой техники и многого чего другого. Кроме того, были запущены программы частной финансовой инициативы по восстановлению и дальнейшему использованию активов с высокой степенью физического износа. Все эти мероприятия в достаточно короткой перспективе дали хороший экономический эффект, в значительной мере способствовали развитию малого бизнеса, позволили сохранить бывшие невостребованные активы в собственности, увеличить их стоимость и сделать доходными.
Понятно, что это кропотливая работа, требующая много сил, нервов и времени местных чиновников. Но им, наверное, не стоит сочувствовать, поскольку их работа — развитие Рыбинска.
Сергей Чурочкин