Перейти к основному содержанию

Вы здесь

О России, которую профукали, и как областные чиновники прошляпили круглую дату

Оставлен admin чтв, 08/01/2013 - 22:17

Разговаривала на митинге с молодым челове­ком из группы обманутых дольщиков. Поговори­ли и на общеэкономические темы, и вдруг от него слышу фразу: «Россия до революции была житни­цей Европы». Да, подумала, второе поколение оболванивают оранжевые писаки. Третье десяти­летие лукавые политики озвучивают мифы о сель­ском хозяйстве царской России: мол, Россия до революции производила такой избыток хлеба, что была главным экспортером хлеба за границу. А потому - даешь фермерское хозяйство!

Но практика разрушения коллективных круп­ных хозяйств, начавшаяся после указа Ельцина 1992 года, подорвала продовольственную безо­пасность страны. Вот уже и съезды сельхозпро­изводителей проводятся под весьма красноречивым названием «Сельсовет». И уже правительство и Президент осторожно высказываются в защиту кооперации в сельском хозяйстве. Пыл разруше­ния поумерился, когда производство продуктов питания в России уменьшилось на 30% по срав­нению с советским периодом.

В Ярославской губернии прозевали 100-лет­ний юбилей - 26 января 2013 года исполнилось 100 лет со дня первого съезда кооперативных уч­реждений Ярославской губернии. Но кто ж из ны­нешних ярославских властей знал, что такой юби­лей надо отмечать? Ветры в пользу кооперации задули в положительную сторону тремя месяца­ми позднее, когда Президент высказался о пользе кооперации в сельском хозяйстве. А наши мест­ные промахнулись.

 

Миф о крепком хозяине

В Ярославской областной библио­теке им. Некрасова хранится 39 вы­пусков земской статистики, которая наглядно характеризует состояние производительных сил в сельском хо­зяйстве Ярославской губернии в кон­це 19-го и начале 20 века. Надворная перепись 1902 года свидетельствует, что безлошадных крестьянских хо­зяйств в Ярославской губернии было 35,2%, а без наделов земли было уже 7,3% хозяйств. Последняя цифра го­ворит о полном разорении крестьян­ского двора. В 1902 году на отхожие промыслы ушло 202 тысячи крестьян, в основном это было мужское населе­ние - именно такое количество пас­портов было выдано.

Какой образ рисовала вся демо­кратическая пресса в отношении бед­няка - лентяй, пропойца, не хотел и не умел работать. Получается, что в Ярославской губернии среди кресть­ян таковых было - каждый третий! Но в кого превращался любой справный хозяин, если у него градом побило посевы, заморозило ранними замо­розками лен, снесло наводнением за­готовленное сено? А градобития, ран­ние заморозки, наводнения в Ярослав­ской губернии (до строительства Ры­бинского водохранилища) были еже­годными. Об этом тоже есть сведения в земских справочниках-опросниках. Еще более тяжелые условия, по под­ворной переписи 1902 г., были в Ры­бинском уезде. Безлошадных кресть­янских хозяйств - 5073 двора (41%), с одной лошадью - 6691 двор (54%), с двумя - 374 двора (3,1%), с тремя и более - 68 дворов.

И вот далее я стану называть циф­ры, от которых должно стать стыдно тем, кто посмел называть крестьян- бедняков лентяями.

Вдумайся, читатель, в эти цифры. Без земельных наделов в Рыбинском уезде в 1902 году было 10% хозяйств, а не сеяли хлеб всего 7% хозяйств. Это же получается, что и безлошадные, и даже безнадельные крестьяне стара­лись посеять хлеб!? Следовательно, как минимум 3% крестьян арендова­ли чужую землю и работали на чужой лошади, чтоб только посеять хлеб. А 38% крестьян арендовали чужую ло­шадку, чтоб посеять хлеб на своих де­сятинах земли! И как после этого ка­кая-то оранжево-белоленточная либе­ральная сволочь смеет поганить сво­им языком трудягу-крестьянина, об­виняя его в лени?!

А дальнейшие цифры еще более укрепят вас, читатель, в мысли, что наше крестьянство вгрызалось в зе­мельку до последнего и работало до седьмого пота. В том же Рыбинском уезде сделали перепись о размерах за­севаемых наделов. Засевали: до одной десятины - 24% хозяйств, от 1 до 2 десятин - 33%, от 2 до 3 десятин - 19%, от 3 до 6 десятин - 12%.

А теперь попытаемся представить себе положение крестьянина без на­дела. За аренду земли он отдавал иног­да половину урожая. А за аренду чу­жой лошади? Что он мог отдать?! Толь­ко свой труд! И потому за чужую ло­шадку приходилось потрудиться в хо­зяйстве «крепкого хозяина». Выходит, с крестьянина драли три шкуры. Каков же был результат таких сверхнапря­женнейших усилий крестьянина? Что­бы выявить уровень обеспеченности хлебом в том же Рыбинском уезде, было обследовано 3339 хозяйств. Большинству крестьянских хозяйств выращенного на собственном наделе хлеба хватало на 7 месяцев, т.е. до Пас­хи. Получается, что у крестьянина и с наделом, и с собственной лошадкой хлеба тоже не хватало. И только 10% крестьян обходилось без покупного хлеба. Вот те самые «крепкие хозяе­ва». Но вот только ли своим трудом они пахали, сеяли, убирали? Не за про­сто так отдавались в наем наделы, от­давались в наем лошади. И не за про­сто так потом после Пасхи они ссужа­ли односельчан хлебом до нового уро­жая. Половина крестьян покупала хлеб, но покупала хлеб не на деньги, а за свой труд. Получается, что у крепкого хозяина батрачило как минимум пол­деревни, чтоб он был «крепким». Наш великий Чехов хорошо рассказал об этом в повести «В овраге».

Но у крепкого хозяина в действи­тельности батрачило больше, чем пол­деревни. Демократическая пресса ни­когда еще не называла цифру налогов с крестьянина за надел. А царские на­логи были поистине царскими. Как писал Михаил Павлович Чехов, инс­пектор Ярославской казенной палаты в течение 6 лет, брат великого Антона Павловича Чехова, крестьянин за де­сятину землю уплачивал налог в 1 рубль 97 копеек. Это при том, что до­ходность десятины (при благоприят­ных условиях) была вычислена в 4 руб­ля. (Кто там орет про огромные нало­ги при Советской власти?) Фактичес­ки половину урожая вынь да положь в царскую казну. Вот потому и не хвата­ло хлеба своего даже у тех хозяйств, у которых и надел свой, и своя лошадка были. И к кому же , опять-таки, пой­дет на поклон тот крестьянин-труже­ник, у которого хоть и лошадка есть, но и хлебца не хватает, да и налоги заплатить надо (подати, как тогда они именовались). Правильно, он на по­клон пойдет все к тому же «крепкому» хозяину. Так что про семь шкур с рус­ского мужика не зря говорилось в до­революционной прогрессивной сво­бодолюбивой прессе, каковая была до революции, в отличие от нынешних демократических времен.

С мужика драли именно семь шкур. А сейчас, читатель, вам вообще захочется дать в зубы всем демокра­тическим писакам про лентяя мужика: дворянин платил в царскую казну с десятины земли податей цельных... 2 копейки. Да-да, две копейки.

Так что те 3,1 % крестьянских хо­зяйств, коим и хлеба хватало, и лоша­док было больше чем надо, они были каплей в крестьянском море. Но они были очень устойчивы в экономичес­ком отношении. Зададимся вопросом а почему? А потому, что фактически это были коллективные хозяйства, но только батрацкого типа. В таких «креп­ких» хозяйствах трудилась за малым исключением почти вся деревня. За каждую арендованную десятину, за лошадку на пашню, за лошадку на убор­ку урожая, на перевозку дров, за хлеб от Пасхи до сентября, за ссуду на вып­лату податей. Так что товарными кре­стьянскими хозяйствами (что произ­водили хлеб не только для самообес­печения, но и на продажу) и до рево­люции были не фермерские, где тру­дится только семья крестьянина, а именно коллективные хозяйства бат­рацкого типа, а проще - кулацкие хо­зяйства.

И 90% крестьянских хозяйств Ярославской губернии хлеб не прода­вало, а наоборот, покупало у «креп­ких мужиков» иль у крупных земле­владельцев, что переводили свои быв­шие помещичьи усадьбы на капитали­стический лад - применяли наемный труд батраков.

Предвижу возражения, что Ярослав­ская губерния не показатель, т.к. нахо­дится в зоне рискованного земледелия. Но дело в том, что в зоне рискованно­го земледелия находилось 80% посев­ных площадей Российской империи. Обратимся к свидетельству смоленско­го помещика А.Н. Энгельгардта.

Смоленская губерния, где находи­лось имение Энгельгардта, имела бо­лее благоприятные условия для зем­леделия, но там уже с Рождества кре­ стьяне начинали покупать степной (привозной) хлеб или покупали хлеб у местных помещиков. К концу весны хлеб покупали все крестьяне. У кого же денег не было, а по состоянию здоровья не могли идти в батраки (сильная конкуренция на найм), шли в «кусочки» - так называлась сложившая­ся практика взаимопомощи в кресть­янском мире. И об этом Энгельгардт пишет в первом письме из деревни. Вот как там было «прекрасно» до ре­волюции: крестьянин, имевший свой надел и хозяйство, вынужден был идти побираться, чтоб не умереть с голоду. А.Н. Энгельгардт в журнале «Отече­ственные записки» напечатал 11 пи­сем «Из деревни», которые затем в течение 100 лет неоднократно пере­издавались отдельным изданием. В Ярославской областной библиотеке есть также отдельное издание «Пись­ма из деревни».

Письма А.Н. Энгельгардта со всей очевидностью показывали, куда кати­лась российская деревня в условиях ка­питализма - или к крупным кулацким хозяйствам, при полнос­тью бесправном батраке, или с тем же батраком к крупным помещичьим хо­зяйствам, поставленным на капиталистические рельсы. Фермерское хо­зяйство, где трудилась бы только семья фермера, перспективы в наших рос­сийских погодных услови­ях не имело. Оно рано или поздно превратилось бы в кулацкое хозяйство или разорилось бы. Кстати, именно из писем Энгель- гардта мы узнаем, что вы­ражение «кулак-кровосос» появилось после 1861 года, задолго до столы­пинских реформ, а во вре­мя реформ с 1900 года закрепилось повсеместно.

И главное - А.Н.Энгельгардт задол­го до первой революции и до нашей демократии разоблачил миф, что Рос­сия якобы продает за границу излиш­ний хлеб. Он на примерах своей сельс­кохозяйственной деятельности, наблю­дениях за бытом крестьян, видя всю тяжелую изнанку крестьянской тяжкой жизни, писал в статьях, что Россия про­дает за границу не излишний хлеб, а хлеб, который нужен России. Что из-за вывоза хлеба поднимаются внутренние цены на хлеб, мужик голодает, а в де­ревнях по этой причине высокая детс­кая смертность. И это мнение наибо­лее объективное, т.к. он, как помещик, казалось бы, был заинтересован в вы­соких ценах на хлеб, так как избыток произведенного хлеба продавал в пер­вую очередь окрестным крестьянам. Но, как настоящий патриот, радетель о на­родных нуждах, говорил правду о при­чинах вывоза хлеба: вывоз хлеба - это своекорыстие перекупщиков и их рав­нодушие к голодающему мужику. Си­туация сходная с сегодняшним выво­зом нефти, газа и электроэнергии из Российской Федерации.

Итогом пытливых наблюдений А.Н. Энгельгардта за крестьянской жизнью, а при этом он сам активно участвовал в сельскохозяйственном производстве, стали выводы о том, что крестьяне должны объединяться и трудиться на земле сообща - коо­перироваться.

Неудобная правда

«Письма из деревни» А.Н. Энгель­гардт писал на рубеже 19 и 20 веков. Но со своими взглядами он был не оди­нок. Начало 20 века ознаменовалось началом кооперативного движения в России, вопреки намерению царского правительства во главе со Столыпиным вырастить в деревне новый класс - ку­лаков, чтоб опираться именно на них, кровососов, чтоб он стал социальной опорой тогдашних реформаторов.

А теперь переходим к вопросу: а что прозевали ярославские власти зи­мой 2013 года? А вот что.

22 - 26 января 1913 года в Ярос­лавле состоялся первый съезд коопе­ративных учреждений Ярославской гу­бернии. Перед съездом был подго­товлен ряд справочных материалов. Один из них - «Указатель кооператив­ных организаций и сельскохозяйствен­ных обществ Ярославской губернии», год издания - 1912-й, имеется в крае­ведческом отделе областной библио­теки. Указатель дает такую картину ко­операции в Ярославской губернии к началу первого съезда : маслоделательные артели и сы­роварни - 33,

артели по переработке и сбыту су­шеных плодов и овощей - 13,

картофеле-крахмальные арте- ли-3,

сельскохозяйственные общества -50,

кредитно- и ссудно-сберегательные товарищества - 140,

волостные кассы - 13,

потребительские общества - 34,

контрольные общества - 4.

Апологеты фермерского пути раз­вития сельского хозяйства, хотя бес­перспективность этого пути уже дока­зана 20-летним опытом в условиях рос­сийского рискованного земледелия, тем не менее на разные лады продол­жают убеждать нынешнюю малообра­зованную молодежь, что предпринятая большевиками коллективизация сель­ского хозяйства была искусственным насаждением. И что крестьянин-де тя­нулся к единоличному ведению хозяй­ства. Поэтому из вышеперечисленного списка нас более всего интересуют сельскохозяйственные общества, где кооперация была наиболее полной. Эти общества с полным основанием мож­но назвать прообразами колхозов.

Чем же занимались сельскохозяй­ственные общества крестьян до рево­люции? Имеются печатные издания, которые анализировали деятельность таких объединений крестьян. Эти об­щества до революции занимались сле­дующими делами: снабжение своих членов ору­диями и материалами производства: создавались склады для продажи ма­шин, орудий, удобрений, создава­лись зерноочистительные пункты, их было 29, улучшение техники сельскохозяй­ственного полеводства, луговодства, в 21 обществе были заложены опыт­но-показательные участки, улучшение скотоводческого хо­зяйства своих членов: устройство случных и племенных пунктов, созда­вались контрольные союзы по вете­ринарному обслуживанию и наблюде­нию за скотом, сбыт и переработка произведен­ной в крестьянских хозяйствах продук­ции, устройство маслоделательных ар­телей, льноотделочных пунктов, кар- тофелетерочных заводов.

И агрономическое губернское со­вещание, признавая работу коопера­тивов делом огромной важности в эко­номическом благосостоянии, решило созвать первый съезд кооперативных учреждений в нашей губернии. От этого знаменательного события нам, потом­кам, остались «Труды первого съезда». Прочитайте в библиотеке, может, встретите знакомые фамилии. Мы в реформаторское время все более дво­рянскими фамилиями увлеклись, об их жизни рассказывают и исторические журналы, и газетные статьи. Но при этом забываем, что дворян в царской России было всего 5% населения. А настоящими делами в сельском хозяй­стве были заняты первопроходцы земств, кооперативного движения.

Нелли ЦАПУРИНА.

(Продолжение следует)

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes