Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Так жили «дети войны»

Оставлен admin вс, 07/28/2013 - 21:00

Столько лет прошло, но помним мы своё детство фронтовое,  весь этот кошмар и ужас войны.
Было это недалеко от Ржева, в селе Козино. В первые месяцы войны к нам пришли непрошенные гости – немцы. Мы – это бабушка и трое внучат. Папа с дедушкой были на фронте, маму угоняли в Германию, но ее вернули через несколько месяцев, у нее был сепсис, и не стало ее в 1943 году.

Помню, как пришла война. Стою я в капустной грядке среди огромных кочанов, вдруг страшный треск, гул, дым – это в наше село ворвались на мотоциклах немцы. Они заняли наш дом, нас выселили на улицу и заставили копать землянку. Помню – четыре ступеньки вниз, сырость, разные букашки и леденящий холод. А прежде чем выселить нас из нашего дома, «гости» накрыли стол, пили шнапс, ели шоколад. Бабушку заставили зарубить нескольких кур, поджарить яичницу, после чего они начали «веселиться» -  играли на губной гармо нике и заставляли нас с сестрой Тоней  (Тоне было пять лет, а мне около четырех)  плясать для них. Сестричка плясала, а я плакала, но тоже топала босыми ножками. Они «отблагодарили» нас леденцами, а потом заставили унижаться – ползать у них под ногами и собирать обертки от шоколада, пинали нас своими сапогами (эти сапоги до сих пор перед глазами). А если мы осмеливались их ослушаться, наставляли на нас дуло пистолета или автомата с криком: «Киндер шайза, руссиш швайн, пук-пук». И меня за ножку выбросили в огород с воплями и хохотом.

Холодной осенью, да и зимой мы прибегали на минутку в дом погреться, когда немцы куда-ни будь уходили.
А еще был полицай дядя Ваня, который постоянно приходил к нам с нагайкой и требовал у бабушки продукты для «гостей». Немцы кричали на бабушку, наставляли автомат и кричали: «Матка кур, матка яйки». Корову зарезали, кур истребили, а где взять продукты? Бабушка стояла перед ними на коленях, рыдая: «Нема кур, нема яйки, киндер голодный». Дядя Ваня хлестнул бабушку нагайкой, а немец толкал автоматом в грудь.

Население нашего села вымирало целыми се мьями, пухли от съеденной соломы, опилок, мох выдергивали, который был между бревен, копа лись в промерзлой земле, чтобы найти хоть какую-нибудь оставшуюся замерзшую картофелину, но это была такая редкость.

Хоронить умерших ни у кого не было сил, и посреди деревни образовался погост, где ставили просто крест из связанных крест-накрест палочек. А у наших соседей осколком от снаряда убило мальчика Федю трех лет, когда соседи сидели за столом и хлебали баланду. Так его похоронили в своем огороде.
У школы, где у немцев был штаб, была сооружена виселица. Всё население согнали туда, когда кого-то повесили – кого уже и не помню, но этот труп висел очень долго, и мы боялись его очень. (После войны подросшие мальчишки из этой виселицы соорудили качели, и вся детвора, хоть и страшно было, но качались на них).

Маму вернули полуживую и постриженную налысо. Страшное слово «тиф» было у всех на устах. И в дополнение ко всему – вши. Мыла нет. Сменного белья нет, дров нет, а идти за ними в лес – по пути поле заминировано, многие подорвались тогда на минах.

Срубили яблони, чтобы для «гостей» затопить печь, а из золы бабушка варила щёлок (стирала наши тряпки и немецкое) и мыла наши головки, хотя нас тоже постригли  налысо. А когда эти гости отсутствовали какой-то промежуток времени, бабушка умудрялась в печке постелить солому и запихнуть нас туда и хоть как-то согреть нас и щёлоком смыть накопившуюся грязь.

Под городом Ржевом шли ожесточенные бои. Я отчетливо видела в окно, как из леса в маскхалатах на лыжах к нашей деревне приближался отряд. Мы услышали русскую речь. Солдаты были добрые, они предлагали нам еду, но у нас не было ни одной посудины. Они подарили нам солдатский котелок, налили туда еды, а у нас не было ни ложек, ни вилок, и они в каменке отлили нам из какого-то металла тяжеленную круглую ложку, которую мы передавали по кругу: бабушке, Тоне, мне, Галочке.

А весной соседский мальчик Вовочка, лет 8-9, увидел очень яркую красивую «штучку», поднял ее, думая, что это игрушка, повертел в руках, и вдруг она взорвалась. Видимо, это была мина, которая разорвала Вовочку на части, которые разметало по полю. Мы с криком и плачем бросились в деревню, чтобы сообщить его родным (а тот самый полицай дядя Ваня был его отцом).

Весна всё больше вступала в свои права. Мы оживали – щи из крапивы, лепешки из лебеды и соломы. А земля требовала, чтобы ее вскопали. От довоенной жизни остался плуг. Но живности в деревне не было никакой. Бабушка вывела нас на огород, впрягла в плуг – через плечо какие-то бечевки. А мы не можем и с места тронуться, бабушка плачет, сама впрягается, а мы должны «рулить» плугом. Опять ничего не получается – плачем все хором. А когда уходили наши солдаты, то забыли у нас саперную лопатку, и вот бабушка круглые сутки с этой лопаткой в руках ковыряла землю, а когда она отдыхала, то и мы ковыряли по очереди.

В селе делились кто чем мог, нам дали несколько штук картофелин – у кого-то сохранились в подполье. Мы резали их на несколько кусочков, чтобы там был «глазок» и сажали в землю, чтобы потом был какой-то урожай. А когда минеры зачистили местность от мин и снарядов, мы поплелись в ближайший перелесок и там нашли несколько ягод земляники. Были безумно счастливы и с веточками принесли нашей бабушке. Такие набеги мы делали ежедневно, и радости не было предела, когда в ладошках оказывалось по несколько ягодок. Еще собрали листья земляники, малины, подорожника – из них варили витаминный напиток.

Посеяли горстку льна и он зацвел нежными голубыми цветочками. А когда он созрел и нам пришлось дергать этот лен – ручонки наши покрылись кровавыми трещинами, но нам говорили – надо! Немцы только отступили, но война не закончилась и много еще нужно  было  дать для фронта, для победы. Созрел ячмень, опять бабуля дала нам серп и стала обучать нас жатве серпом.

Господи! Как же мы вынесли всё это? Электричества не было вообще.  В нашей местности до 1957 года мы зажигали лучину. Была коптилка (банка из-под немецкой тушонки, завалявшаяся под амбаром).

Появились первые листочки на свёкле, нам не терпелось посмотреть, подросла ли она. Мы подкапывали землю, и если она была величиной хотя бы с орех, вырывали ее и съедали почти немытую.

Как-то сидим дома на лавочке  - такая троица голодных уродцев с этими свёклочками в руках, и вдруг видим: по нашей деревне к станции Мостовая ведут пленных немцев. Двое из пленных подбежали к нам. Один, показывая на себя, всё повторял: «Ганс, Ганс». Нам стало их очень жаль, и мы отдали им свои свеколки, забыв, что они – это наши обидчики.

Боль, нестерпимая боль от утраченного детства и от потерь (в 1943 умерла мама, в 1946 – вернувшийся  весь израненный с  войны дед, в 1948 заболевшая сестренка Галя) прошла у меня через всю жизнь.

Что мы имеем сейчас, «дети войны»? Жалкие пенсии – не для жизни, а для существования и страдания от болезней.

Всё мною здесь описанное составляет сотую часть от тех ужасов войны, которые мы испытали. И поймет ли нас кто-нибудь когда-нибудь?

Услышат ли нас президент страны и глава правительства, которые не хотят узаконить статус «детей войны»?

Л.А. РУМЯНЦЕВА, г. Рыбинск

Ярославль: 

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes