Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Школа растит второе "потерянное поколение"

Оставлен admin пн, 07/15/2013 - 10:21

"Советская Ярославия" продолжает публиковать бе­седы с людьми труда. Сегод­ня наш разговор с препода­вателем математики одной из средних школ г. Ярослав­ля о наиболее острых пробле­мах средней школы. По просьбе педагога мы не на­зываем его имени из-за опа­сений, что откровенное ин­тервью скажется на его дальнейшей работе в школе.

  • Завершился очередной учебный год. С каким настрое­нием Вы его закончили?
  • С плохим. Каждый учебный год у нас проходит все хуже и хуже. В рабо­те школы возникает все больше и больше проблем.
  • Какого рода проблемы?
  • Запредельно много бумажной работы. Мы без конца готовим отче­ты, графики, разные "симулякры", ко­торые "не лгут" о нашей настоящей работе. В них нужно отобразить хо­рошие показатели, при этом реаль­ный учебный процесс совсем не такой хороший. Далее, не хватает матери­ально-технической базы. Я, например, с удовольствием бы использовала на уроках компьютер и интерактивную доску. Учебники и тетради сегодня не годятся. За последние 10-15 лет по­явилось огромное количество решебников. Теперь на каждое домашнее за­дание из учебников у детей есть гото­вое решение. Чтобы они не списыва­ли из решебников, а решали сами, я должна задачи нахватывать из разных источников. А у меня нет времени! Компьютер бы здесь сильно помог.
  • Время съедают отчеты?
  • Не только. Когда сверху говорят, что учителям повысили зарплаты и те­перь они получают по 20 тысяч - это, мягко говоря, лукавство. Чтобы полу­чать такие деньги, учителя работают на 1,5-2 ставки. Это запредельная на­грузка, съедающая все время и силы. В нашей школе 56 педагогов. Только двое из них работают на ставку. Ос­тальные на 1,5-2. Например, моя на­грузка 34 часа в неделю. Это 7 уроков в день, плюс проверка тетрадей, днев­ников и подготовка к урокам. В ре­зультате учителя - как загнанные кони.
  • А что можно сказать об ав­торитете педагогов? Насколько он изменился по сравнению с советским временем?
  • Отношение общества к учителям изменилось в худшую сторону. На каж­дом педсовете говорится, что мы не имеем права ставить детям оценку "2", потому что государство нам платит деньги и двойка будет означать, что деньги мы у государства украли. Ад­министрация школы оказывает на нас систематическое давление, требуя ста­вить тройки заведомым двоешникам.
  • Что мешает и лоботряса до­тащить до честной тройки?
  • Во-первых, большая наполняе­мость классов, в среднем - по 30 че­ловек. Соответственно, индивидуаль­ный подход к каждому ученику не по­лучается. Во-вторых, отношение ро­дителей к учебе их детей. Большин­ство современных родителей воспри­нимают школу как образовательную услугу: они ее заказали, и учителя должны ребенка научить. При этом сами родители, по их мнению, ниче­го делать не должны. На практике многие ничего и не делают. Они не контролируют ни посещаемость, ни успеваемость собственных детей. На­оборот, они всячески роняют авто­ритет учителя и снижают мотивацию своих детей к учебе. То и дело дома между родителями и детьми проис­ходят типичные разговоры: "Тебе учи­тельница двойку поставила? Замеча­ние в дневник написала? Дура она! Она не имела права! Мы с ней разбе­ремся."

В итоге все дети заявляют о своих правах и никто не говорит об обязан­ностях. Плохие отметки большинство двоешников не беспокоят. А с чего бы? Если родители говорят: "Зачем тебе училка? У нас есть пара ларьков в го­роде. Ты вырастай и будешь ими уп­равлять".

  • В чем Вы видите причину та­кого отноше­ния родите­лей к школе?
  • Сейчас в школу пришли дети родите­лей, чья юность и моло­дость при­шлись на лихие 90-е годы. Ви­димо, то поко­ление для стра­ны потеряно. А сейчас страна теряет поколение их детей.
  • Как педагоги относятся к различным нововведениям в рамках реформы образования, например, к ЕГЭ?
  • Многим учителям ЕГЭ не нравит­ся. Дети сдают ЕГЭ в чужой школе, с чужими учителями. Это действует уг­нетающе, и психологически очень труд­но. Далее бланки ответов проверяет компьютер. Если у ребенка дрогнула рука и он случайно поставил значок, который компьютер не распознал, то минус балл. Проблемы с технически­ми опечатками возникают на ЕГЭ еже­годно. И еще мне кажется, ЕГЭ пре­вратилось в область коммерции.
  • Как утверждает Министер­ство образования, ЕГЭ как раз минимизирует коррупцию...
  • В прошлом году моя соседка, умница, победительница различных олимпиад, столкнулась на вступитель­ных экзаменах в МГУ с абитуриентами из Кабардино- Балкарии. У нее был сертификат ЕГЭ по русскому языку на 95 баллов, а у кабардино-балкарцев на 100. Так вот кабардино-балкарцы спрашивали у нее, как их фамилии пи­шутся в родительном падеже! Разве так бывает? Куда надо платить, чтобы по­лучить отличный сертификат с пло­хим знанием русского языка? Куда смотрит Министерство образования?
  • Устраивают ли Вас как педа­гога новые образовательные стан­дарты?
  • В новых стандартах заложен примерный портрет выпускника шко­лы. Знания в нем стоят на 15-м месте. А первые четырнадцать занимают яко­бы патриотизм, гражданственность, мораль, дружба, любовь. При этом на деле в учениках воспитываются прямо противоположные качества. Я считаю это ошибкой - такие стандарты. Зна- ниевый компонент надо ставить на первое место и создавать условия для нормального обучения. А учителям нужно дать право ставить неудовлет­ворительные оценки. Почему? Только так можно воспитывать честность, гражданственность и патриотизм.
  • Можно ли сказать, что учеб­ный процесс в школе деградиру­ет?
  • Да, и очень сильно. И это скажет­ся на государстве, потому что боль­шинство детей, которых мы выпуска­ем, не умеют анализировать и логи­чески мыслить. Они не умеют просчи­тывать ситуацию на два шага вперед - значит, не имеют над ней контроля. Их, как стадо молодых бычков, можно легко подбить на любые действия. Может быть, это цель нынешней влас­ти в государстве? Дураками легче уп­равлять.
  • Думаете, во всем этом ны­нешняя система власти винова­та?
  • Думаю, да! Она планомерно раз­рушает систему образования. И не только ее.

Беседовала Евгения СМЕХОВА.

ОТ РЕДАКЦИИ.

Мы планируем тему со­стояния народного образо­вания и далее освещать на страницах «Советской Ярославии». Приглашаем учителей, преподавателей вузов, учеников и студентов, родителей к участию в об­суждении этой актуальной проблемы.

 

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes