Рабочей группе комитета по экономической политике Ярославской областной Думы понадобилось провести два совещания , чтобы придти хоть к какому-то решению по вопросам тарифов на проезд в общественном городском и межмуниципальном пассажирском транспорте. И вот 4 июня решение принято - 14 рублей на автобусы, троллейбусы, трамваи и 15 рублей на маршрутные такси.
Напомню, что обращение о повышение тарифов на проезд в общественном транспорте в городе Ярославле в областной департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов было направлено еще в начале 2012 года. И вердикт департамента был следующий – до 16 рублей на автобусы, троллейбусы, трамваи и до 20 рублей на маршрутные такси. То есть предлагалось поднять тарифы сразу на 33%!
Такой рост департамент обосновывал следующим.. Последний раз тарифы на проезд повышались на общественном транспорте в 2011 году, для маршруток – в конце 2010 года. За этот период существенно возросла себестоимость проезда в общественном транспорте. Затраты на топливо увеличились более чем на 50 процентов, проиндексирована заработная плата водителей для привлечения более квалифицированных кадров, стали больше затраты на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава. В итоге только из городского бюджета ежегодно более 550 млн. рублей идет на поддержку общественного транспорта.
И доводы департамента можно было бы принять. Но есть одно НО.
Вызывает большие сомнения обоснование себестоимости пассажирских перевозок, представленные как областным департаментом, так и ПАТП-1. Если сравнить тарифы на проезд в общественном транспорте в ЦФО, то можно увидеть, что даже действующие в Ярославле тарифы ( 12 и 15 рублей) находятся в верхних пределах. Так, в частности, стоимость проезда в общественном транспорте в Тверской и Владимирской областях составляет -12 рублей, в Брянской, Смоленской, Костромской, Калужской, Курской областях - 10 рублей, а в Белгородской – 8 рублей. Стоимость проезда в маршрутном такси от 10 до 15 рублей. И в текущем году в этих регионах не планируется повышение тарифов! Как такое может быть? Может рост цен на топливо, электроэнергию, запчасти, ремонт не коснулся этих регионов? Конечно, нет! Коснулся. И коснулся не в меньшей степени, чем нашу область. Тогда в чем же дело? Почему при прочих равных условиях у нас уже такие тарифы? Может быть необходимо в транспортных муниципальных предприятиях провести комплексную оптимизацию расходов, начиная с затрат на запасные части… и заканчивая налогообложением. И тогда вопрос о росте тарифов отпадет сам собой.
Ну а предлагаемый рабочей группой тариф -14 рублей на автобусы, троллейбусы, трамваи и 15 рублей на маршрутные такси вызывает даже большие вопросы, чем желание областных властей его поднять! Вы что хотите оставить Ярославль без общественного муниципального транспорта?
Обратимся к статистике. Так, крупнейшее предприятие города в этой сфере, МУП ПАТП -1 фактически в 2010 году перевезло 44,7 млн. пассажиров, а в 2011 - только 30,7. Уменьшение количества перевезенных пассажиров на 14 млн!!! Чем это можно объяснить? А объясняется это просто.
Если вспомним в 2010 году проезд в общественном транспорте стоил 10 рублей, в маршрутках -15. А в 2011 году произошел рост тарифов на проезд только в общественном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) до 12 рублей. В маршрутках тариф остался прежний. И в итоге получилась очень незначительная разница тарифов в 3 рубля. И пассажиры ушли на маршрутки. ПАТП-1 вместо увеличения выручки от роста тарифа, получило дополнительный убыток, который лег на город . Уменьшение разницы до 1 рубля еще больше переориентирует пассажиров на маршрутки и через год-другой муниципальный пассажирский транспорт в Ярославле может просто исчезнуть.
Эльхан Мардалиев.
*************************************************************************