Перейти к основному содержанию

Вы здесь

ЗАРИСОВКИ ИЗ ДЕСТВА И ЮНОСТИ. Повод для размышлений о прошлом и настоящем

Оставлен Евгений Иванов ср, 09/13/2017 - 08:23
Аватар пользователя Евгений Иванов

В воспоминаниях детей, детство и юность которых пришлись на военные и послевоенные годы, зачастую, повествуется о страданиях и лишениях, выпавших на их долю: страх, голод, холод и т.д.

Все это безусловная правда. В них и во мне – это былая, сейчас зажившая, но постоянно напоминающая о себе травма.

Однако, наряду с этим жизнь поселила в моем сердце и памяти и другие чувства. Я говорю именно о чувствах, потому что многого тогда еще не мог осмысливать – понимание пришло позже.

То, овеянное славой Победы время окрыляло людей. А у подрастающего поколения Подвиг страны вызывал настрой гордости и оптимизма. Отчетливо помню, как мы – детишки - бегали от дома к дому и кричали: «Победа! Победа!». Вероятно это было – 9 мая 1945 года. Ликовали все – и взрослые и малыши. Это, должно быть, самое яркое событие из пережитых. И вот что необходимо отметить – перебирая в памяти события прошлого, размышляя о них, понимаешь – какую заботу, несмотря на нехватки почти во всем, проявляла о нас – детях - страна.

На всю жизнь вошел в память солнечный день 1 сентября 1948 года, когда меня и других первоклашек встретил уютный дворик начальной школы №23 (сейчас - это большая средняя школа), и первая школьная линейка. Было положено начало учебы.

Хорошо помню удивительно ласковые слова первой учительницы, ее теплые руки, прикасавшиеся к стриженой голове первоклассника.

Врезался в память один вопрос, который на первом уроке задавался всем, а утвердительный ответ давали, думаю, только процентов семьдесят ребят. Вот этот вопрос: «Отец есть?»… Как много их – отцов - навеки осталось на полях сражений…

Строгими, но как-то, по родительски добрыми были все учителя, которые работали с классом: Надежда Николаевна, Анна Александровна, заведующая школой Зинаида Илларионовна. Очень интересным человеком был учитель пения – скрипач Юрий Григорьевич.

Эти первые наставники преподавали простейшие, начальные науки, но больше всего, как мне казалось, они говорили о справедливости, о долге перед Родиной. При этом они не обходили вниманием ни одного ученика, а ведь мы были разными: половина – непоседливые шалуны.

Забота о нас как в школе, так и вне ее,– воспринималась как естественное и необходимое. И относилась она к различным сторонам жизни, а не только к школе.

Знакомые ребята зазвали меня однажды с собой в хор, в котором они уже какое-то время занимались. Этот детский хор был одним из многочисленных кружков и студий Дворца культуры моторостроительного завода. Какой восторг и одновременно робость испытал я, пройдя через огромные двери красивейшего здания, выстроенного, как будто, из мрамора и дуба.

Это учреждение культуры, было поистине народной филармонией. Конечно, лишь взрослея, понимаешь значение этого. А пока, не зная порядка, я встал в ряд со своими товарищами и с воодушевлением пел – «Наверх вы, товарищи, все по местам…» слова песни «Варяг» знали все.

Руководитель хора подошел ко мне и переставил совсем в другой ряд - справа – налево, сказав: «Вот твое место». Пели песни о войне, о Родине, и одну о нашем городе Щербакове (так тогда назывался наш Рыбинск). Проходил я в этот хор около двух лет.

Многие мои сверстники – мальчишки - (думаю - таких было большинство) мечтали стать летчиками. Мой закадычный товарищ Владик Мельников как-то узнал, что в городе есть школа планеристов. И вот мы пришли к руководителю этой школы Кузину Ивану Гавриловичу с просьбой – принять нас. Он ответил, что сначала надо позаниматься у него в авиамодельном кружке. А после те, кто пройдет медкомиссию, будут учиться в планерной. Эта школа, так же, как кружок, была школой дополнительного обучения.

Примерно после года занятий в авиамодельном кружке нам вручили незнакомые до этого значки - «Инструктор ДОСААФ», и по направлению горкома комсомола (а комсомольцами мы еще не были) направили в качестве руководителей авиамодельных кружков в пионерские лагеря (без зарплаты, но с обеспечением питанием). Было нам по 14 лет.

И вот настал момент, когда мы увидели наш планер. Назывался он «А-1». У современника его вид вызвал бы иронию – образно говоря, это была балка с крыльями, хвостовым оперением и отдельно приставляющимся капотом (обтекателем). Начались занятия.

Что бы попасть вовремя на аэродром (пока безветренная погода) выезжали вдвоем в 4 утра на моем велосипеде (иногда на багажник садился третий ).

В обучении осваивали самые начальные навыки: пробежки, подлеты, а также «коробочку» - краткий полет вокруг аэродромного поля на этом непрезентабельном самолетике без мотора. Но какой восторг испытывали мы! А в ангаре стоял современный по тому времени планер «БРО-9». Это - для будущих полетов.

К сожалению, его ручку управления мне не пришлось держать в руках. Поехал поступать в летное училище в Актюбинск, не прошел там медкомиссию (требования более строгие) и с траурным чувством расстался с летческими мечтами.

А прошедший период учебы в планерной школе связан с другими увлекательными и полезными делами. На аэродроме зимой занятий не было, и мы с моим верным другом (опять же по его инициативе) решили еще позаниматься в конькобежной секции. Тамара Бухланова – наш тренер – выдала беговые коньки и форму (свитер, трико, шапочку). Ни о какой оплате при этом речи не было. Этот вопрос не мог присутствовать в сознании и практике тех лет. И было это повсеместно.

Вопрос о рекордах, как в теперешнем – рекламном духе, тоже не присутствовал; азарт, конечно, был, но в духе здорового соперничества. При этом многие ребята достигали очень неплохих результатов, и так же вырастали и до чемпионов. Я же звезд не хватал, но в этом конькобежном удовольствии получил 3 разряд. А какими критериями оценить полученное здоровье?

Еще одно характерное событие, связанное, хотя и с типичным, но ярким, на мой взгляд эпизодом жизни… Не помню точно – в 1956 или 1957 году пришел прямо в класс представитель ДОСААФ т. Егоров Сергей Николаевич и спросил: «Кто хочет прыгнуть с парашютом?». Желающими оказалась примерно половина класса.

Прямо в коридоре родной школы №33 учились укладывать парашют, и в заветный день на грузовике, оборудованном скамейками, поехали на знакомый аэродром. Не передать ощущения, когда сначала камнем с замиранием сердца летишь к земле, а затем блаженствуешь, плавно опускаясь под шелковым (перкалевым) куполом.

Грудь всех участников этого прыжка украсил значок парашютиста. Потом долго рассказывали друг другу и другим об этом коротком парашютном полете (конечно, и привирали маленько). Нам по хорошему завидовали.

Нужно отметить что и в эти годы еще не очень ощущался материальный достаток – хватало в семьях на самое необходимое, но страна не скупилась в вопросах создания интересной жизни для формирования молодежи.

В старших классах было введено производственное обучение. Нашей школе повезло (или я так считаю) потому что основным направлением в этом стало - «Автодело». Учитель труда Ефим Львович Шапунов – сам производственник – прививал любовь к автомобилю, как к живому организму.

Но вот беда – автомобиля-то в школе не было, а был только мотоцикл К-172. И Ефим Львович предложил собрать машину ЗИС-5 из списанных узлов, которые были на шефствующем предприятии (были и такие). К этому делу подключился и учитель физики Золотилов Сергей Михайлович – любимец учеников. Дело было сделано (в значительной части - самими учителями).

Поездить на собранной трехтонке пришлось немного – учеников много, а машина одна. Но в молодости быстро осваиваются основные навыки. Все научились водить и авто, и мотоцикл. У меня до сих пор храниться лист с неплохими оценками по этому автоделу. Правда, внизу присутствует дополнительная запись – «Правом на вождение автомобиля не служит». Права могли давать только специальные автошколы.

Школьные и внешкольные занятия дополняли друг друга, и времени хватало на все.

Вполне естественной для моих сверстников была помощь в домашнем хозяйстве. Многие семьи имели огород, держали кур, поросят. Обязательное дело – заготовка дров. Если была возможность, и подрабатывали где-нибудь на стройке.

Все приведенные примеры были привычным, типичным делом для нашей жизни. Мои ровесники немало пишут об увлекательной работе в пионерских, комсомольских, общественных организациях советских лет.

Окончив школу, ПТУ, техникумы, Вузы, молодые люди вливались в производственную среду уже, так сказать, не наподхвате.

Подняли страну до мировой сверхдержавы, построили новые заводы, миллионы и миллионы квартир и домов – почти все что нас окружает. Рыбинцев – людей предвоенной, военной и восстановительной эпохи характеризует высочайший профессиональный и общеинтеллектуальный уровень, который они получили благодаря тому, что о детях войны заботилась Советская страна.

Это итог Советской созидательной эпохи. Это в огромной степени итог труда тех, кого называют «Дети войны», но кому современное государство не спешит присвоить этот заслуженный статус. Почему? Потому что пришло другое время. Над всеми высокими устремлениями господствует сегодня ее величество – власть денег, телевизионная и другая морально-нравственная пошлость.

Но государство-то, как гласит нынешняя Конституция, - социальное. А те, кто создал материальную основу этого государства, живут на нищенскую пенсию.

Неужели навсегда ушла та страна и то время, когда человек вместе со всеми трудился на всех, а вся страна старалась для него? Против такого предположения действует мощный, непреложный фактор. Этот фактор состоит в том, что оциализм оказал такое влияние на всю нашу историю, пустил такие глубокие корни, которые вновь прорастут справедливостью и дадут жизни новое процветание.

 

Евгений ИВАНОВ ветеран труда

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Последние видеоролики

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes