Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Волковский театральный фестиваль — 2017. День седьмой

Оставлен Гость (не проверено) ср, 10/11/2017 - 20:01

Тверской театр юного зрителя представлял спектакль по пьесе М.Черныша «Пустота», режиссер Т. Баталова.

Несомненная приятность была в этом событии ‑ наконец‑то поставлена пьеса весьма современного звучания ‑ о так называемом «офисном планктоне». Миллионный отряд, очень далекий от производственных цехов, но за десятилетия уже сложившийся в особый класс.

пустота

В начале спектакля с первого ряда партера поднялся ведущий и немного пофилософствовал по поводу начала каждого дня, когда человек просыпается, и, благодаря невидимому заряду, начинают работать его мозг и всё остальное.

А потом ведущий открыл туалетную кабинку, что стояла на сцене. Сел на унитаз и продолжил говорить. Его говорящую голову мы уже видели крупным планом на экране проектора на заднике сцены.

Спектакль начался показом некоей солидной, то ли нефтяной, то ли инвестиционной компании, где сотрудники в первой сцене выходят из кабинетов для представления им нового руководителя, Димы. Запевается гимн компании (переделка советской песни про Москву, где слова припева: кипучая, могучая, никем непобедимая). Оригинальный прием ‑ показать всех героев сразу, чтоб зритель не путался в сюжетных линиях.

А затем пошли сцены, показывающие жизнь каждого героя с его проблемами. Проблемы были неоригинальны. Вот секретарша Света. Оказывается, для полного самоутверждения ей не хватает только автомобиля. Она об этом рассуждала в кабинке туалета, а ее лицо также крупным планом показывали на экране проектора.

Иногда хочется задать риторический вопрос театральным режиссерам: неужели вы хотите убедить зрителей, что это признак оригинальности? Давно уже стало понятным, что смешение кино с театром ‑ это доказательство как раз слабости театра, когда утрачивается былое мастерство.

Третья сцена показывала поход сотрудников фирмы в кафе. Их разговоры плохо были слышны уже на бельэтаже. Хорошо отыграл только актер в роли бомжа. Его рассуждения о бизнес‑проектах были прекрасны.

Но потом показали пьяную парочку с глупой нелогичной сценой, и впечатления были смазаны. Надоедать стали и иностранная музыка, и многократные хождения героев по сцене.

Последовали одна за другой житейские сцены по каждому персонажу. Весьма реалистично была отыграна сцена той же Светы с мужем ‑ пьяницей Мишей, который ещё и игроман. Больные современные темы!

Сцена модного курорта была непонятна из‑за плохой слышимости.

Зал оживился, когда появилась вывеска с названием города Мухосранск. Тем паче, тема была весьма актуальна. Наблюдательный совет компании якобы решил обанкротить комбинат в этом городе. Очень показательно слово – банкротить. У нас, как известно, именно банкротят, преднамеренно. С целью вывода средств, списания долгов, чаще всего перед бюджетом. А заодно, чтоб «похерить» бухгалтерскую документацию, в которой было много «нечистых сделок». Мэр выступает против. Говорит правильные слова, но потом ставит нужные подписи. И это тоже современные политические реалии. Кулаками помашем, а потом все тихо сдадим.

Несомненный плюс автору пьесы.

Только есть ещё и явный минус, то ли автора, то ли режиссера. Я обратила внимание на одну весьма характерную черту спектакля. С половиной реплик, разговоров, монологов герои обращались непосредственно к зрительному залу, как будто это был не спектакль, где зритель «наблюдает» жизнь на сцене, а просто читка пьесы. Были и вовсе непонятные сцены, которые ничего не давали для сюжета, а как будто заполняли вакансию на свободное время в спектакле ‑ сцены в фитнес‑ клубе, разглагольствования о вежливом старичке.

А метание актеров по зрительному залу, которое приняло уже в театральной практике характер эпидемии. На сцене ‑ огромное пространство, а актеры в зал побежали… Зачем, почему?! И сколько затянутых сцен, этих раздеваний, потягиваний, лежаний в два яруса, марширования по сцене?!

А может, эти сцены тоже маскируют пустоту, пустоту в идеях, пустоту в режиссерских приемах? Но следует признать, что мысли ‑ и житейские, и философские, и политические, что звучали в этом спектакле, мне, как рядовому зрителю, очень нравились – про пустое накопительство барахла, про трусость политиканов, про соучастие во зле, про депутатов, про мужиков, которые напрасно тратят свою жизнь в офисах и не задействованы в настоящем деле. Было много интересных сцен, но, увы, они были плохо связаны сюжетом, если не считать того, что все герои работают в одной фирме.

В конце спектакля я поняла название пьесы. Главный герой Дима признается: «Мне страшно завести семью, потому что трудно найти хорошую жену, ещё труднее найти хорошую мать для будущего ребёнка».

В конечном итоге всех героев объединяют страх перед будущим и во многом бесцельная жизнь, где только потребительство и нет высоких идеалов. Одна пустота! И встает вопрос – а кто создаёт эту пустоту?

Сам же Дима на этот вопрос и ответил, когда начал рассуждать о том, что у него в руках инвестиционный проект и от его хорошего настроения сейчас многое зависит. Вот подпиши он сейчас проект, начнется стройка, у людей появится работа, появится зарплата, будет чем кормить семьи.

И только в конце спектакля начинаешь понимать, что не так уж он и безопасен, этот офисный планктон… От него тоже что‑то зависит, особенно когда этот офисный планктон в госмонополиях, вокруг наших депутатов и правителей…

«Высокоумственную» концовку спектакля правда я не поняла. Лежит герой на сцене, а на него падают теннисные шарики… И весьма сложно выразить полную оценку спектаклю! Идея сценария – отличная, содержание ‑ вроде бы тоже хорошее, актеры играли неплохо, а в целом спектакль не вызывал восхищения.

Нелли ЦАПУРИНА.

Запись Волковский театральный фестиваль — 2017. День седьмой впервые появилась КПРФ в Ярославской области.

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Последние видеоролики

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes