Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Тернистый путь Плеханова

Оставлен Гость (не проверено) птн, 09/29/2023 - 09:38

2946350083

(К 105-летию со дня смерти мыслителя с большой буквы) (Часть первая)

В мае и последующие месяцы 2023 года почти совсем незаметно прошла юбилейная дата — 105 лет со дня смерти Георгия Валентиновича Плеханова (30.05.1918), при жизни названного «отцом русского марксизма», ибо история его жизнедеятельности  в немалой степени отражение истории становления и развития российского марксизма. «После Маркса и Энгельса Плеханов был одним из наиболее значительных среди признанных теоретиков марксизма… Он стал человеком Запада, рационалистического склада… В его книгах находили умственную пищу несколько поколений русских марксистов, в том числе Ленин и вожаки коммунизма» (Н.А. Бердяев). Г.В. Плеханов создал труды не только по истории, философии, социологии, психологии и политологии, но и, как культуролог и эстетик, по русской культуре разных эпох, отнюдь не уступающие ни одному просветителю-энциклопедисту ХХ столетия. Крупнейшие авторитеты Запада уважительно цитируют его сочинения. Однако в России сегодня имя Плеханова мало что говорит современному образованному человеку. Даже в Московском институте народного хозяйства имени Плеханова (ныне это университет) в постсоветское время студентам почти никто из преподавателей не говорит о жизнедеятельности того, чьим именем назван институт. Правда, в период перестройки, когда КПСС устами М. Горбачева заявило о построении гуманного демократического социализма (1987 г.), имя Плеханова на короткое время до перехода к реставрации капитализма после подавления ГКЧП (21 августа 1991 г.) стало очень популярным. Популярность была связана с тем, что он, как «апостол русского марксизма»,  открыто выступил против ленинской идеи о немедленном перерастании Февральской буржуазно-демократической революции в социалистическую. По его мнению:  «Русская история еще не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма…».

10 июня 2002 года в Москве был учрежден с большой помпой Фонд Плеханова. Сообщалось, что Фонд Плеханова открыт для всех, кто разделяет принципы и ценности социал-демократии и готов нести ответственность за судьбы России и ее граждан. Фонд объединил под своей эгидой крупнейших российских ученых, политиков, культурных и общественных деятелей в поддержку фундаментальных ценностей современного мирового сообщества. Многие из них на сегодняшний день почили в Бозе: Леонид Абалкин, Александр Бовин, Марк Захаров, Николай Петраков, Николай Шмелев, Александр Яковлев, Михаил Горбачев, Геннадий Селезнев и другие. Если верить данным, помещенным в качестве отчета в интернете, то основной вид деятельности Фонд Плеханова: предоставление прочих финансовых услуг (вложения в ценные бумаги, капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, факторинговые услуги и т.п.). Полное забвение о нем даже самим фондом им. Плеханова! Что это означает? Как сказал гениальный русский поэт Пушкин, «мы не любопытны и ленивы». Эта цитата, часто используется политологами и психологами при оценке менталитета русских, из пушкинского произведения «Путешествия в Арзрум во время похода 1829 года». Он воспроизвел ее, вспоминая встречу с бренными останками классика русской литературы А. Грибоедова, который был зверски убит во время совершаемой дипломатической миссии в Иране. Следует признать, что нежелание знать прошлое сопровождается повторением ошибок в будущем. Более того,  без памяти о прошлом нет будущего у народа.

История Г.В. Плеханова, «первого российского марксиста», в высшей степени поучительна для тех, кто мечтает стать политиком или государственным деятелем на благо народа. Он начинал свою политическую деятельность во имя утверждения общества социальной справедливости в России, как радикал-анархист.  Забросив учебу в Петербургском горном институте, он вступил  в кружок бунтарей-бакунинцев. Он добросовестно  изучал труд М. Бакунина «Государственность и анархия», «Капитал» К. Маркса. Близко сошелся  с революционерами-народниками — Софьей Перовской, Степаном Халтуриным, Степняком-Кравчинским и другими. С наступлением весны 1874 г. Г. Плеханов вместе с народнической молодежью устремился в «народ». «Хождение в народ» — движение студенческой молодёжи и революционеров-народников в Российской империи с целью «сближения» с народом, его просвещения и революционной агитации непосредственно среди крестьянских масс. Бакунисты, лавристы, бланкисты, их единомышленники и оппоненты группами и в одиночку отправлялись «по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке – поддевку или, вообще, крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр». Между прочим, в Ярославской губернии одним из опорных пунктов пропагандистской деятельности народников в Даниловском уезде была кузница в с. Коптеве. Здесь обосновался народоволец, будущий выдающийся советский ученый-академик, участник Великой Отечественной войны в 85-летнем возрасте, Н. Морозов. Там проводились чтения и беседы с крестьянами, устраивались народные гулянья (с участием до 500 человек и более), на которых «народники» закрепляли старые и заводили новые связи, распространялись запрещенные книги и брошюры.

Плеханов в 1870-е годы в период «хождения в народ»
Великий русский художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) создал много работ, которые, как принято считать, "изобличают самодержавие". Одной из них является его знаменитая картина "Арест пропагандиста".

В 1876 году организация «Земля и воля» решила изменить тактику и объявила о «втором хождении в народ». Было решено перейти от неудачной практики «летучих отрядов» к организации постоянных поселений агитаторов. Революционеры открывали в сёлах мастерские, устраивались работать учителями или врачами и пытались создать революционные ячейки. Однако опыт трёх лет агитации показал, что крестьянство не воспринимает радикальные революционные и социалистические призывы. Попытки поднять народ на борьбу серьёзных результатов не принесли, а правительство обратило внимание на революционную пропаганду народников и развернуло репрессии. Многих пропагандистов сдавали властям сами крестьяне. Аресту подверглось более 4 тысяч человек. Неудачные в пропагандистском отношении «хождения в народ» вызвали идейный кризис среди разных народнических организаций, в том числе в организации «Земля и воля». Это привело к ее расколу на два крыла: «Народную волю» и «Чёрный передел».  Г. Плеханов возглавил «Чёрный передел», члены которого к террору относились крайне отрицательно. Они считали, что основные силы нужно было бросить на пропаганду среди рабочих как главной революционной силы по мере капиталистического развития России.

В декабре 1876 года Плеханов был организатором сегодня уже забытой, но в ту пору прогремевшей на всю страну первой в России политической демонстрации рабочих и студентов на площади у Казанского собора в столице, где он произнес речь, которую закончил словами «Да здравствует «Земля и воля!»   На митинге впервые в качестве политического символа использовалось Красное знамя. 30 декабря 1877 года Г. Плеханов выступает на похоронах любимого им поэта Н.А. Некрасова.  Тысячи и тысячи людей пришли проводить его в последний путь. Члены «Земли и воли» возложили на гроб поэта венок с надписью «От социалистов». С большой речью над могилой поэта выступил Г. Плеханов. Тесным кружком вокруг оратора стояли члены революционного общества «Земля и воля», готовые со слов Г. Плеханова, «ответить на полицейское насилие дружным залпом из револьверов. Это было твердо решено еще накануне похорон». Когда выступавший Ф.М. Достоевский на похоронах в своей памятной речи отвел Н.А. Некрасову место в русской поэзии после Пушкина, то его слова были прерваны выкриками некоторых студентов, соратников Г. Плеханова: «Да выше, выше Пушкина». С тех пор своеобразное посмертное соперничество почитателей их таланта то возрастает, то ослабевает вплоть до сегодняшнего дня.

В январе 1880 года 24-летний Г. Плеханов покидает Россию, как оказалось, на долгие годы. 3 января 1880 года. Путь лежал через Румынию в Швейцарию, где находилась самая многочисленная колония политических эмигрантов из России. Живя в Швейцарии, он, прежде всего,  изучает марксистскую литературу, историю западно-европейского рабочего движения. Став идейно убеждённым марксистом, Г. Плеханов в 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и написал к нему предисловие. Так Плеханов стал «первым российским марксистом», теоретиком, популяризатором и защитником научного социализма. Год спустя, в сентябре 1883 года, вместе с соратниками по «Чёрному переделу» П.        Аксельродом, В. Засулич, Л. Дейчем и В. Игнатовым основал в Женеве первую российскую марксистскую организацию под названием  «Освобождение труда». Ее деятельность положила начало распространению идеологии марксизма в России, переводя и печатая на русском  языке важнейшие сочинения Маркса и Энгельса: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Тезисы о Фейербахе», части книг «Святое семейство» и др. В первые годы пребывания за рубежом Г. Плеханов пишет и издает за своим именем две книги «Социализм и политическая борьба» (Женева, 1883) и «Наши разногласия» (Женева, 1884), в которых развивает основные принципы социал-демократизма.   Эти  книги свидетельствовали об  окончательном разрыве Г. Плеханова с идеологией народничества и посвящены были задаче детальной критики народнической теории и обоснованию марксизма. Деятельность Г. Плеханова и его соратников по пропаганде марксизма дала соответствующие результаты. В России появился определенный контингент из числа рабочих, студенчества и интеллигенции, ориентировавшихся на завоевание политической власти не путем цареубийства и террора в отношении отдельных государственных лиц (излюбленная тактика сначала народовольцев-радикалов, а затем эсеров), а посредством кропотливой работы среди рабочего класса, как основной революционной силы в стране. А. Луначарский, первый нарком просвещения в советском правительстве, говорил: «Как Андрей Первозванный перенёс в Россию Евангелие, так Плеханов занёс к нам второе евангелие — учение Маркса».

Весной 1895 года Г.В. Плеханов впервые встретился с приехавшим в Швейцарию В.И. Лениным. Один из основателей РСДРП А.  Потресов передает ленинское воспоминание о его первой встрече с Г. Плехановым: «Никогда, никогда в моей жизни я не относился ни к одному человеку с таким искренним уважением и почтением, ни перед кем я не держал себя с таким смирением – и никогда не испытывал такого грубого пинка… Это человек, пред которым приходится съеживаться». Да, это воспоминание относится к тем временам, когда сам Ленин был еще молодым марксистом и смотрел на Георгия Валентиновича снизу вверх. Поэтому вполне вероятно, что он так образно выразился о критических суждениях Плеханова в свой адрес. Однако, думаю, не правы те публицисты и историки, которые используют слово «пинки» от Плеханова Ленину в оценке их взаимоотношений. Стоит подчеркнуть, что сущность их спора выходила далеко за рамки полемики двух конкретных исторически великих персон. Так сложилось, что они в начале ХХ века стали выразителями двух идеологических систем или мировоззренческих стратегий на тему будущего России.

В ходе личной встречи между Плехановым и Лениным была достигнута договорённость об установлении связей между группой «Освобождение труда» и марксистскими организациями за рубежом и в России — ленинским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» в Петербурге.  В 1900 году Плеханов принял самое активное участие в создании первой общероссийской марксистской газеты «Искра», вдохновителем и организатором которой был Ленин. Вместе с последним Г. Плеханов проделал большую работу по организации II Съезда РСДРП (1903 год), в ходе которого реально, а не формально, как на I Съезде РСДРП (1898 г.), была учреждена партия рабочего класса. Приняты были Программа и Устав организации, а также ряд важнейших резолюций по отношению к эсерам, кадетам и др. Вместе с тем на II Съезде РСДРП   произошел идейный раскол между сторонниками Мартова, будущими меньшевиками, и сторонниками Ленина, будущими большевиками, но пока в рамках единой партии. Г. Плеханов искренне пытался примирить большевиков с меньшевиками, хотя на II Съезде и некоторое время после него поддерживал Ленина. В конце 1903 года резко разошёлся с ним во взглядах, перешёл на сторону меньшевизма и стал одним из его лидеров. В чём состояло идейное различие  между  большевиками и меньшевиками? Сталин высказался следующим образом по данному вопросу в статье «Самодержавие кадетов или самодержавие народа?», написанной в 1907 году. «Кто должен взять в руки власть во время революции, какие классы должны стать у кормила общественно-политической жизни? — Народ, пролетариат и крестьянство! — отвечали и теперь отвечают большевики. По их мнению, победа революции — это диктатура (самодержавие) пролетариата и крестьянства в целях завоевания восьмичасового рабочего дня, конфискации всей помещичьей земли и установления демократических порядков. Меньшевики отвергают самодержавие народа и до сих пор не дали прямого ответа на вопрос, кто должен взять в руки власть».

Корнилов В.И Первый секретарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.)

Запись Тернистый путь Плеханова впервые появилась КПРФ в Ярославской области.

Последние материалы

Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)
Гость (не проверено)

Видео

*************************************************************************

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes