Известно, что Амо Иванович Бек-Назаров был одним из организаторов и руководителей Грузинского «Госкинопрома». Одновременно он занимался и режиссурой. Он приступил к созданию фильма «Натэлла» о борьбе угнетённого народа Востока против шейхов и пашей, посмотреть этот фильм можно на кино-портале http://the-smurfs.ru/. В Ереван Амо Бек-Назаров прибыл со съёмочной группой для натурных съёмок «Натэллы».
Первые съёмки вызвали большой интерес у ереванцев. На съёмочной площадке стоял караван из десяти верблюдов, украшенных коврами и лентами. На них сидели девушки в чадрах — «пленницы гарема». На площади, где стояла голубая мечеть, собралось много народа.
На плоской крыше одноэтажного дома у кинокамеры стояло четверо — пятеро неизвестных. Моё внимание привлёк один из них — высокий, плотного телосложения, с большими чёрными глазами, в соломенной шляпе. Он нервно курил, часто прикладывал руку ко лбу и смотрел на небо. Это был режиссёр Амо Бек-Назаров. А стоящие у аппарата — помощник режиссёра А. Макаров и артист А. Хорава.
Кинооператор С. Забозлаев направил объектив камеры в сторону голубой мечети. Помощник режиссёра держал напротив камеры маленькую чёрную дощечку с надписью: «"Натэлла", гарем, кадр 58». Медленно один за другим двинулись верблюды. На их спинах качались «пленницы» в чадрах. Караван, звеня бубенцами, вошёл во двор мечети.
В центре двора квадратный бассейн, окружённый тенистыми деревьями и цветочными клумбами. Девушек в чадрах спустили с верблюдов. От «красавиц гарема» отделилась королева экрана — знаменитая Ната Вачнадзе. Она присела под зелёной чинарой рядом с девушками и принялась за чаепитие.
Затем, по указанию главного художника кинофильма В. Сидамон-Эристова, члены групп приступили к оформлению гарема и танцевального зала. Амо Иванович совместно с художником работал над тем, чтобы сцена была похожа на гарем константинопольского Омар-паши. Главная молельная была устлана персидскими коврами и подушками из дорогих шелков. Один из углов мечети был отведён под гримёрную. Здесь перед зеркалами гримировались А. Хорава, М. Чиаурели, Н. Вачнадзе, А. Андроникашвили и А. Коридзе.
Бек-Назаров не мог оставаться спокойным, он обязательно должен был что-нибудь делать. Вот он прикурил кальян и поставил в центре гарема, там, где должен был сидеть Омар-паша. Коте Андроникашвили (исполнитель роли Омар-паши) и Ната Вачнадзе (Натэлла) предстали перед режиссёром. Бек-Назаров погасил папиросу. Паша сел посреди богато расшитых подушек, пригубил мундштук кальяна и хлопнул в ладоши.
Визирь (А. Кикодзе), скрестив руки на груди, склонил голову перед своим повелителем.
— Приведёшь её ко мне.
Визирь исчез в потёмках гарема, затем вновь появился с пленницей Натэллой.
Когда визирь усадил Натэллу, Омар-паша остался неподвижен.
— Не так, не так!
Бек-Назаров показал Кикодзе, как надо это делать. Пленницу Натэллу надо было не усадить, а толкнув, бросить наземь. В следующий раз Натэлла упала ничком у ног паши.
— Понятно? — сказал режиссёр, смотря в объектив кинокамеры. — Можно снимать.
Снова хлопнула перед камерой чёрная дощечка с надписью: «"Натэлла", гарем, 59».
Для следующего кадра выбрали малую молельню. На стены повесили вышитые занавески, а под ними сверкающие звёздным блеском обломки зеркал. Посредине танцевальной площадки поставили большой поднос. Амо Иванович одну из фей посадил на поднос и накрыл фатой. Затем шестнадцать танцующих фей выстроились вокруг подноса, а режиссёр рассыпал по полу розы и жасмин.
Поднялся занавес танцевальной площадки. С подноса поднялась фея, ударила в бубен и пустилась в пляс. Феи бесшумно скользили по плитам, сначала медленно, затем в такт бубна живо. В эти минуты камера была направлена на Омар-пашу и Натэллу, затем, отдаляясь, повернулась в сторону танцующих. Омар-паша удивлён пышностью обстановки. Одна Натэлла грустна и безразлична. Под звуки бубна начался ритмичный танец. Внезапно танец и звуки бубна прервались, так как исчезли солнечные лучи.
Амо Иванович разозлился и топнул.
— Опять ждать солнце!
Прошёл час, другой. Так солнце и не выглянуло. Эпизод остался незавершённым, съёмки были перенесены на следующий день. Вот так, кадр за кадром «Госкинопром» Грузии снимал кинофильм «Натэлла», режиссёром которого был Амо Иванович Бек-Назаров.
Выражаем признательность интернет-порталу samuithailand.net за использованные материалы и полезные материалы, которые послужили исходными данными для написания предоставленной статьи. Автор статьи Рачья Вардересян, режиссер Ереванского театра Сатиры - "ЕреванСтудия".
*************************************************************************